Московская консерватория провела совместные концерты с Петербургской филармонией

09.07.2024
Московская консерватория провела совместные концерты с Петербургской филармонией

2 и 4 июля в Малом зале Петербургской филармонии состоялось три события совместного проекта Московской консерватории и Петербургской филармонии. Студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства в роскошных интерьерах бывшего Дома Энгельгардта представили  музыку Ренессанса и барокко. Участие в двух концертах традиционного формата и концерте-беседе принял известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Проект ознаменовал начало сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории. Соглашение, закрепляющее это сотрудничество, было подписано и. о. ректора Московской консерватории Александром Соколовым и директором Петербургской филармонии Ильей Черкасовым 25 июня.

«Сочетание великолепных интерьеров Дома Энгельгардта и старинной музыки, которую исполняют лучшие студенты Факультета исторического исполнительства – важные составляющие нашего проекта, – рассказывает Роман Насонов. – Это первая ласточка, начало долгосрочного сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории, двух старинных и уважаемых российских культурных институций».

Фотограф: Анна Флегонтова

 

2 июля в Малом зале филармонии танцевальная музыка XVI–XVII веков, сыгранная Консортом блокфлейт Московской консерватории, чередовалась с сольными пьесами для клавесина в исполнении Ирины Красной. На сцене зрители увидели образцы исторического танца от Светланы Зверевой, в заключительной части концерта музыканты представили «академический» репертуар – инструментальные пьесы Генделя, Локателли. Слушатели могли убедиться, что скромная блокфлейта в умелых руках становится виртуозным инструментом – об этом свидетельствовали овации, которых удостоились переложения пьес Ф. Куперена в интерпретации Маргариты Канашкиной. А на бис художественный руководитель ансамбля Алексей Шеин порадовал публику блестящими пассажами в Бранле Я. ван Эйка.

Программа 4 июля («Барочная практика») состояла из двух частей: дневной концерт–беседа «Французская увертюра» и поздневечерний «Итальянский концерт». Перед началом первого мероприятия, прошедшего в Красном фойе Малого зала, Роман Насонов осветил культурно–исторический контекст формирования двух больших национальных стилей в музыке барокко. Прозвучавшие далее произведения М. Маре, Ф. Франкёра и Л. Н. Клерамбо предварялись экскурсами в особенности барочной практики, с которыми выступили Рене Строжевская (сменившая блокфлейту на виолу да гамба), клавесинистка Ульяна Ловчикова и певица Мария Ладыгина.

Необычайно увлекательным оказался заключительный «номер» программы – ток-шоу с участниками проекта. Такой жанр стал «пробой пера» в практике Петербургской филармонии. Студенты поведали множество увлекательных подробностей о происхождении своих инструментов и особенностях их использования, рассказали  истории, благодаря которым избрали старинную музыку своей профессией; состоялся откровенный разговор о том, каковы перспективы барочного музыканта в нашей стране и какие жизненные стратегии приходится избирать для того, чтобы сохранить верность любимому делу.

«Для нас принципиально важна не только собственно музыкальная составляющая проекта, но и именно историко-просветительская. Возможность «обратной связи» – диалога исполнителей с публикой – дает редкую возможность культурологического сотворчества», – подчеркнула заместитель директора Филармонии Юлия Кантор.

Вечерняя программа «Итальянский концерт» была выдержана в традиционном формате, прозвучали сочинения Генделя, Вивальди, А. Скарлатти, Бибера и других композиторов. Основу концерта составил дуэт Ульяны Ловчиковой и скрипачки Кристины Тахи, покорившей публику свободным, страстным и тонким исполнением разнообразного репертуара. В заключительном номере, Трио-сонате соль мажор Генделя, к героиням вечера присоединились участники всех трех частей фестиваля – Рене Строжевская (виола да гамба) и Сергей Насонов (траверс-флейта).

Фотограф: Стас Левшин