С 11 по 15 октября в Рахманиновском зале консерватории пройдет фестиваль «Московский форум». Программа этого года посвящена творческому осмыслению актуальных проблем нашего завтра, которые очевидны уже сегодня. Искусственный интеллект и экологический кризис, истощение ресурсов и демографические проблемы, постколониальный мир, молодежная субкультура, «новая этика» – эти и многие другие вопросы становятся ведущими темами актуального искусства, и музыка не является здесь исключением. Единство творческого и научного подходов отражено в названиях программ, общим знаменателем которых стало слово «логос», понимаемое как единство интуитивного и рационального познания/чувствования. Пять дней – пять программ:
FUTURO // LOGOS
TECHNO // LOGOS
ECO // LOGOS
SOCIO // LOGOS
COSMOS // LOGOS
Отличительной особенностью фестиваля является стремление не просто представить панораму современного композиторского творчества, а переосмыслить сам формат концерта. Программы состоят не только из новых образцов актуальной музыки, они включают в себя и дискуссии, которые проходят между исполнениями заявленных сочинений прямо в концертном зале – с участием музыкантов, философов и теоретиков искусства, социологов, критиков и культурологов.
На фестивале выступят два зарубежных коллектива: молодой швейцарский ансамбль Shockwave и французская мультимедийная группа LiSiLog. Швейцарский проект de/Saturation – это агрессивный вызов «академическому» европейскому авангарду со стороны рок-музыкантов и культуры андеграунда. Каждый из участников проекта, помимо академического образования, имеет свой опыт неконвенционального творчества, а одним из ведущих артистов концерта станет легендарный ударник, лауреат «Грэмми» Морган Огрен, которого в свое время пригласил в свой ансамбль Фрэнк Заппа. Французские музыканты в проекте Light ProjectionS исследуют такие тончайшие материи, как взаимотрансформации звука и света, взаимопереходы, движения и звучания. Само пространство зала музыканты рассматривают как невидимую клавиатуру, каждая клавиша которой запрограммирована на особую индивидуальную сонорику и приводится в действие хореографическими движениями танцора или музыканта.
С российской стороны в концертах примет участие базовый ансамбль «Московского форума» «Студия новой музыки». Фестивальная программа «Студии» – это своего рода творческое исследование темы социальной критики в современной музыке, от иронии над самодовольными буржуа в немом фильме Жана Виго À propos de Nice (1929) с «живой музыкой» Франсуа Париса (2005) до «звукового расследования» одной из первых хакерских атак на телевидение в пьесе Мауро Ланца The 1987 Max Headroom Broadcast Incident (2017).
Традиционно в рамках фестиваля пройдет дневная образовательная программа. Накануне открытия, 10 октября, в ЦЭАМ состоится мастер-класс французского музыканта-визионера Жана Жоффруа. В рамках воркшопа композиторам, исполнителям и танцорам будет предложено создать мультимедийные композиции с использованием специальной технологической платформы Light Wall System.
11 октября состоятся лекции руководителя музыковедческого факультета Лионского университета Мюриэль Жубер и известного исследователя звуковой культуры XX века Андрея Смирнова, лауреата премии «Инновация» 2021 года. Вера Жеслин, президент ассоциации LiSiLog, представит мультимедийные проекты французского коллектива, а с 11 по 30 октября в Галерее «Граунд Солянка» в рамках выставки C.CUT-UP! будут демонстрироваться интерактивные инсталляции известного французского саунд-артиста и музыкального информатика этой ассоциации Кристофа Лебретона alias Zakahamida.
Фестиваль проводят Московская консерватория им. П. И. Чайковского, Центр современной музыки Московской консерватории и Центр электроакустической музыки Московской консерватории.