Мост к трансцендентной печали События

Мост к трансцендентной печали

Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna представили в Москве последнюю оконченную симфонию Густава Малера

Симфоническое наследие Малера уже давно занимает особое место в творчестве Теодора Курентзиса – для дирижера оно подобно путеводному маяку, свет которого неизменно приводит к знакомым берегам. Музыка Малера с ее надломленностью, высоким гуманизмом, исповедальным характером, универсальностью идеально подходит темпераменту Курентзиса, а стремление воссоздавать в звуках целые миры сближает композитора и греческо-российского маэстро на уровне творческих идей. Девятая симфония, дважды исполненная в мае оркестром musicAeterna в московском «Зарядье», фигурировала в программе Дягилевского фестиваля в допандемийном 2019 году, и тогда же Курентзис выбрал ее для выступлений с оркестром Юго-Западного радио Германии (SWR) в ряде европейских городов. Возвращение к этой партитуре в текущем сезоне связано в том числе с гастролями musicAeterna в Испанию.

Студенческая весна с профессором Курентзисом

Девятая симфония, с одной стороны, произведение классической сдержанности, избегающее крайностей и возвращающееся к канонической четырехчастной форме (даже по своему хронометражу оно не выглядит циклопическим по малеровским меркам); с другой – более «мускулистое», чем любая предыдущая работа ввиду искаженного гармонического синтаксиса и нетипичного структурного контура со слабой опорой на практически утратившую силу сонатную форму в первой части. Необычна и последовательность частей – две быстрые обрамлены двумя медленными. Девятую принято ассоциировать с завещанием композитора и включать ее в так называемую «прощальную» трилогию наряду с «Песнью о земле» и Адажио из неоконченной Десятой симфонии. Идея прощания находит выражение в Девятой не только в тематических и темповых характеристиках, но и в том, каким образом материал частей ссылается на более ранние произведения Малера, комментирует их, дает импульс для их переосмысления. Немецкий историк музыки Пауль Беккер считал, что в биографии композитора достаточно оснований для того, чтобы снабдить Девятую подзаголовком «Что рассказывает мне смерть» – по аналогии с авторскими названиями частей Третьей симфонии. Действительно, времени, отведенного Малеру судьбой, оставалось все меньше, но все же его «лебединой песней» справедливее считать Десятую. Кроме того, смысловые и образные аспекты топоса смерти присутствовали в его музыке всегда, начиная с юношеской кантаты «Жалобная песнь». Тем не менее предложенная Беккером трактовка программы Девятой получила широкую поддержку среди дирижеров и породила множество интерпретаций (среди них есть подлинно выдающиеся, если не сказать гениальные!), воспевающих уход, движение к смерти. Мрачные мысли в ту пору посещали Малера (в 1909 году композитор позаботился о приобретении места на кладбище близ Вены), и потому оставшиеся мгновения он стремился испить с иступленной жадностью и отчаянной любовью к самому существованию.

Девятая симфония впервые была исполнена спустя тринадцать месяцев после кончины ее автора. Внести постфактум какие-либо правки он не мог, а они бы, безусловно, последовали. Для Малера сочинение представляло собой непрерывный процесс, и работа над партитурой продолжилась бы, так что, подходя к Девятой, любой дирижер должен в полной мере осознавать, что имеет дело с произведением, оконченным лишь на бумаге. Характерной чертой зрелого периода Малера было стремление к предельной ясности и прозрачности оркестровой ткани, организации гармонической структуры таким образом, чтобы каждый существенный элемент был отчетливо слышен. Теперь эта задача легла на плечи дирижеров. Теодор Курентзис, к слову, достойно справился с ней.

Девятая симфония в версии musicAeterna и Курентзиса – редкий эстетический опыт, подлинный смысл которого заключается в исследовании связей между скоротечностью жизни и вечностью, материальным и духовным, между индивидуумом и трансцендентным. В своей интерпретации дирижер находит для авторского метафизического послания чувственно-поэтические средства выражения, уделяя много внимания тембровой окраске отдельных инструментов, исполняющих соло, и их групп. Светлые ностальгические переживания, мучительное, болезненное томление, моменты высокой скорби, тихое смирение и обретение вечного покоя – каждая составляющая широкого эмоционального спектра симфонии детально прочувствована и проработана. Здесь практически нет чрезмерно преувеличенных темповых контрастов, любимых Курентзисом, – напротив, Девятая стала для него скорее образцом умеренности. Выделяется разве что сильно растянутое финальное угасание. Завершающий фрагмент, написанный для скрипок, альтов и виолончелей, играющих, по указанию композитора, с сурдиной Äußerst langsam («чрезвычайно медленно»), в исполнении musicAeterna – обращенный вспять процесс музыкальной эволюции, расщепление музыкальной фразы на мельчайшие, едва различимые частицы и последующее слияние с абсолютной тишиной. Однако эта тишина не принадлежит небытию, а скорее является в некотором роде эквивалентом белого света, который содержит в себе все цвета.

Уже в первой части Andante comodo Курентзис добивается от оркестра камерного прозрачного звучания в лирических эпизодах и роскошного, богато текстурированного звука в моментах эмоционального возбуждения. Ее созерцательное, идиллическое начало обычно интерпретируют как отголосок одной из тем «Песни о земле», но у Курентзиса оно наполнено такой необыкновенной негой, какая встречается разве что в малеровском Адажиетто в Пятой симфонии. Саркастический тон Девятой раскрывается в средних частях – обе создают эффект «быстрого вхождения в жизнь». Три танцевальных момента во второй части – два лендлера, один из которых разухабистый, внешне похожий на тот, что присутствует в Первой симфонии, а другой – более медленный, сентиментальный – обрамляют построенную на контрастных темах вальсовую фантазию. Курентзис объединяет их в сюрреалистическую, довольно мрачную картину в стиле Брейгеля, рядом с которой возвышается свирепая третья часть рондо-бурлеск – неистовый вихрь, «водоворот жизни», изображение мира со всей его бессмысленной суетой. Попытки вырваться из него тщетны, хотя и тут есть «островок» утешения – контрастный ностальгический эпизод с мечтательным соло трубы – оно словно всплывает из параллельной безмятежной реальности, утопического, недостижимого мира. Но и это видение исчезает так же внезапно, как и появилось, – настойчивые кларнеты нарушают идиллическую мелодию агонизирующим воплем.

Паломничество к Курентзису

Адажио – финальная часть – занимает у Курентзиса полчаса, это на 4-5 минут дольше, чем в ставших классическими версиях Бернстайна, Караяна и Аббадо. Малеровская любовь к жизни здесь просвечивается даже через патетическую сердечную боль. Гимническая тема, прерываемая драматическими всплесками и предстающая вначале у струнной группы, а затем постепенно охватывающая и другие оркестровые секции, трогает на самом глубоком уровне. В эпилоге, несмотря на чрезвычайно медленный темп, Курентзис находит совершенно иррациональную силу. Это уход за пределы желаний и страданий в «места трансцендентной печали», как сказал дирижер, это прощание, но без горечи. К сожалению, сама природа подобных концептуальных изысков невыносима для некоторых слушателей. На концерте 7 мая, в тот самый момент, когда весь зал замер в созерцании магии последних тактов симфонии, где-то в глубине амфитеатра разразился продолжительный мужской кашель. Все же для моментов музыкальных откровений требуется не только подходящее пространство, но еще и проницательная и здоровая аудитория.

В июне Курентзис вновь вернется к расшифровке малеровского кода – в Вене он исполнит вместе с оркестром Utopia Третью симфонию. В качестве солистки приглашена немецкая контральто Вибке Лемкуль.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»