Mozart. La clemenza di Tito </br> Orchestre de L’opéra de Rouen Normandie </br> Chœur Accentus / Opéra de Rouen Normandie </br> Ben Glassberg </br> Alpha 2022 Релизы

Mozart. La clemenza di Tito
Orchestre de L’opéra de Rouen Normandie
Chœur Accentus / Opéra de Rouen Normandie 
Ben Glassberg 
Alpha 2022

«Милосердие Тита» В. А. Моцарта — редчайший репертуарный гость в мире, а в России и вовсе не идет нигде вот уже очень много лет. За нее не брался с момента своего художественного руководства в Мариинском даже Валерий Гергиев. Зато Теодор Курентзис представлял ее на Зальцбургском фестивале. Намного богаче история записей этой самой серьезной оперы масона-­шалуна Вольфганга Амадея, хотя тоже не идет ни в какое сравнение со «Свадьбой Фигаро».

После небезопасных заигрываний с потусторонним в «Волшебной флейте» и трагического мистицизма легенды о «Дон Жуане» Моцарт вдруг вышел на ­какую-то новую, хотя и, скорее, хорошо забытую старую тропу оперы-­сериа. Конечно, это был крупный заказ к коронации Леопольда II, короля Богемии. Моцарт тут же вспомнил о Пьетро Метастазио, чей опыт постижения этого далеко не исчерпавшего свои ресурсы жанра был уникален. Молодой Вольфганг сочинил с ним «Освобожденную Ветулию», «Сон Сципиона» и «Короля-­пастуха». Освоив этот сюжет, композитор пополнил ряд, выстроенный его коллегами Кальдарой, Хассе, Вагензейлем, Траэттой, Йоммелли и Глюком. Моцарт не мог здесь не вспомнить свой десятилетней давности успешный опыт работы с seria в «Идоменее». В обеих операх правитель встает перед моральным выбором адской сложности, только в первом случае — это еще ветхозаветное, языческой природы жертвоприношение сына, а в другом — требование римского закона. Христианин Моцарт, разумеется, помогает своим героям решить патовую ситуацию в пользу гуманистических ценностей: пренебречь суровостью закона и предпочесть человека с его слабостями, дав ему шанс на исправление.

«Милосердие Тита» сегодня — это попытка удержать хотя бы в опере утрачиваемые на глазах европейские ценности. В составе солистов — представители Евросоюза: словацкая сопрано Симона Шатурова (Вителлия), швейцарка Кьяра Скерат (Сервилия), француженка Антуанетта Деннефельд (Анний). Но возглавляют список пострадавшие от брексита шотландец Ники Спенс в партии Тита, а Секста поет британская меццо Анна Стефани, которая в лучшие времена приезжала и на проекты Большого театра. Новое «Милосердие Тита» записано под руководством 28-летнего британца Бена Глассберга, выпускника Королевской академии музыки в Лондоне, лауреата конкурса дирижеров в Безансоне (2017). Музыкальный руководитель Руанской оперы не может не рефлексировать в этой опере на тему единства европейской семьи, заручившись помощью своих подопечных французов — хора Accentus и оркестра из Руана. Он собрал ансамбль голосов в строгом соответствии с архитектурой жанра. Если сравнить этот состав с певцами Арнонкура на Зальцбургском фестивале 2003 года (Кацарова, Шаде, Рёшман, Гаранча) или с ансамблем Якобса (Пэдмор, Пендатчанска, Финк, Шаппюи, Им, Форести; Harmonia mundi), здесь чувствуется ужесточение требований, прежде всего, к голосам, из которых улетучивается беспечность довольной и безоблачной Европы. Мрамор античных колонн зачищен до разящего блеска, симметрия скрепляющего метроритма оказывается надежной броней, аристотелевская математика чувств дает понять, как ­все-таки важно быть серьезным и уметь взвесить все «за» и «против». Внезапно вспоминается и фильм Поннеля с Джеймсом Ливайном за пультом и Секстом в исполнении чувственной Татьяны Троянос. Ники Спенс в роли милосердного Тита своей красивой строгой мужской лирикой дарит солнце надежды, как и его визави — Секст — в исполнении стилистически элегантной Анны Стефани.

ОРКиКО <br> СУП <br> ГЕОМЕТРИЯ Релизы

ОРКиКО
СУП
ГЕОМЕТРИЯ

Japan Czech Inspiration </br> Pilsen Philharmonic Orchestra </br> Chuhei Iwasaki </br> ARS Produktion Релизы

Japan Czech Inspiration
Pilsen Philharmonic Orchestra
Chuhei Iwasaki
ARS Produktion

Janáček. Brahms. Bartók </br> Patricia Kopatchinskaja, Fazıl Say </br> Alpha Classics Релизы

Janáček. Brahms. Bartók
Patricia Kopatchinskaja, Fazıl Say 
Alpha Classics

На волнах нашей памяти Релизы

На волнах нашей памяти

«Фирма Мелодия» переиздала на виниле альбом «По волне моей памяти» — легендарную сюиту композитора Давида Тухманова, вершину отечественного композиторского арт-рока середины 1970-х годов.