Mozart <br>London Philharmonic Orchestra <br>Vladimir Jurowski, soloists
Релизы

Mozart
London Philharmonic Orchestra
Vladimir Jurowski, soloists

В новом альбоме Владимир Юровский выводит на сцену солистов Лондонского филармонического оркестра и обращается не к самому типичному для этого коллектива репертуару – концертам для духовых инструментов Моцарта. Впрочем, то, что LPO не часто соприкасается с образцами классицизма, объяснимо: в приоритете у них – крупные симфонические полотна, создававшиеся начиная с XIX века и до наших дней. Музыка же классицизма по большому счету стала сферой интересов камерных оркестров и ансамблей, специализирующихся на исторически информированной исполнительской практике (Historically informed performance – HIP). Тем интереснее позиция по отношению к Моцарту Юровского, имеющего опыт общения с HIP-коллективами (достаточно вспомнить его сотрудничество с Оркестром эпохи Просвещения).

Исполнительская традиция – чрезвычайно подвижное явление, и эта запись позволяет услышать меняющийся подход LPO к Моцарту, зависящий не только от личности за дирижерским пультом, но и от поколения, к которому принадлежит музыкант. Естественно, здесь используется не весь состав оркестра, что дает прозрачное и гибкое звучание, необходимое для музыки XVIII века. Практически безвибратная игра струнных, аккуратные и точные духовые – все это позволяет Юровскому донести стилевые особенности моцартовских опусов и при этом обеспечить отличный баланс с солистами.

Очевидно, что задачей альбома было представление широкой публике блестящих солистов-духовиков LPO разных поколений: флейтистка Жюльетт Босор и фаготист Джонатан Дэвис присоединились к оркестру в 2016 году, валторнист Джон Райан играет в LPO с 2009-го, кларнетист Томас Уотмог – c 2005-го, а гобоист Ян Хардвик и того больше – с 1991-го.

Вошедшие в альбом сочинения звучат со сцены реже, чем фортепианные или скрипичные концерты Моцарта. Однако существует достаточно записей этих произведений, в том числе и с участием знаменитых солистов-духовиков. Тем сложнее сказать в этой музыке что-то принципиально новое. И все же LPO это удается: нельзя не отметить выдающуюся игру Джонатана Дэвиса, отличающегося яркой музыкальной индивидуальностью и снабдившего Концерт для фагота каденциями собственного сочинения. Жюльетт Босор предпочла в Концерте для флейты каденции Рэйчел Браун, специализирующейся на историческом исполнительстве. В том же произведении дополнительную краску придает фагот в группе басов (еще одна отсылка к исторической практике).

Концертная симфония для четырех духовых инструментов представлена на альбоме в версии с кларнетом, хотя изначально Моцарт подразумевал в квартете солистов флейту. По мнению ряда музыковедов, позднее симфония подверглась переработке и именно в версии с кларнетом была опубликована впервые. Это позволяет услышать нам на диске еще одного прекрасного солиста LPO – кларнетиста Томаса Уотмога. Все четверо музыкантов отлично взаимодействуют друг с другом и ярко проявляют свою виртуозную технику в сольных вариациях финала.

Диск LPO достойно встает в ряд записей духовой музыки Моцарта, выгодно преподнося творческий потенциал оркестра и его отдельных участников. Хрупкая и светлая музыка юного Моцарта в чутком и уверенном исполнении достойно дополнит фонотеку любого меломана. А кроме этого, добавит штрихов к дирижерскому портрету Владимира Юровского, со всей очевидностью декларирующего стилевой и репертуарный универсализм как новую исполнительскую реальность для оркестров, которыми он руководит.