«Можно поручиться – человек исчезнет…» События

«Можно поручиться – человек исчезнет…»

На территории Винзавода проходит выставка Владимира Мартынова и Дмитрия Пошвина

Для тех, кто не знаком с философией Мартынова, название выставки – «Онтограммы автоархеологии в пространстве автоархеологии Дмитрия Пошвина» – может показаться дезориентирующим. И эта дезориентация лишь усиливается при входе в стерильно белые залы, где развешены монохромные изображения, на первый взгляд, не связанные между собой. Минимум средств – тушь, перо, маркер, трафаретная и цифровая печать на бумаге – создают работы, которые балансируют между сюрреалистичными эскизами, геометрическими антропоморфными фигурами, гармонично вписанными в ряд Фибоначчи, и примитивными изображениями вещей и предметов человеческого быта. Потом – все то же самое, но в негативе, как, например, в технике поп-арта.

Работы подписаны весьма обобщенно, что тоже вносит ощущение путаницы или чрезмерной привязки к авторской концепции: из серии «Онтография», «Автоархеология I, II», «Палимпсест I, II, III», «Ладонь I, II», «Ряд Фибоначчи».

Можно просто пробежаться по экспозиции, связать в голове для себя наиболее понятные картинки, поискать в голове аналогии, потешить ими свое эго, затем сделать снимок экспозиции и залить его в сеть, дальше – купить, например, капучино в условном «старбаксе» и отправиться глазеть на прохожих и архитектуру. Если такой или схожий вариант случится с вами, то это провал. По крайней мере, создатели выставки хотят добиться другого.

Идея экспозиции – увидеть мир через «чистое восприятие», мир, свободный от социальных ожиданий и символических иерархий. Художники стремятся освободить объекты от значений, постмодернистских пастишей, предлагая взглянуть на реальность как на пространство, где привычные смыслы теряют силу. Тем самым они создают поле для новых вопросов: что мы увидим, если оставим интерпретации за пределами восприятия? И сразу напрашивается два других вопроса: а зачем, собственно, нам это делать? Даже если заняться этим всерьез, ничего не выйдет. Смотреть на мир словно глазами новорожденного ребенка, который еще не успел получить первый опыт контакта с миром и не наделил, опять же, опытным путем вещи смыслами, невозможно. Избавиться от всепоглощающей человеческой субъективности также нельзя.

Чтобы разобраться, для начала нужно обратиться к Мартынову, а конкретнее – к философским идеям, которые он исследует не одно десятилетие и инсталлирует в галерее.

Онтограммы и автоархеология тесно связаны с идеей восприятия мира «таким, какой он есть» – без стремления упрощать, усложнять или интерпретировать. В подходе Мартынова автоархеология становится методом, позволяющим человеку воспринимать свою жизнь и окружение как серию артефактов, словно только что обнаруженных археологом: объекты и события здесь равны и свободны, лишены приписанных смыслов и значимости. Онтограмма, как форма выражения этого метода, представляет собой список или коллекцию элементов, свободных от обычных смысловых акцентов. В этом поле онтограмм любые объекты – от личных воспоминаний до самых обыденных предметов – существуют не как символы, а как данность. Мартынов стремится предоставить зрителю возможность растворить свое «я» в окружающем мире, увидеть его как набор фактов, а не как личный осмысленный опыт. В этом скрыта философская установка выставки: отойти от роли интерпретатора и наблюдателя и обрести связь с миром, освобожденным от навязанных значений.

«Человек должен не осмыслять реальность, воображать о реальности, а пребывать в ней. Вот это очень важно. Любой опыт познания, любой опыт осмысления выбрасывает человека из реальности. И чем больше человек познает, чем больше он осмысляет, тем больше он утрачивает этот момент пребывания в реальности.

Человек не хочет пребывать – он хочет овладеть, манипулировать, он хочет потреблять. Поэтому любое предложение человеку не потреблять, а пребывать, он будет рассматривать как насилие. Как какой-то ужас. Но ужас – это потребление. Потому что оно исторгает человека из реальности», – делится Мартынов.

Автоархеология раскрывает внутренние слои человеческой реальности, опираясь на генетическую память и опыт вида, а не на внешние культурные символы. Эта концепция предлагает новое видение современного искусства, где значимость определяется не авторитетом или культурной системой, а индивидуальной сопричастностью.

Предтечей такого метода стали идеи и художественные концепции, предложенные философом Яном Богостом. Богост ввел термин «онтография» в книге Alien Phenomenology, or What It’s Like to Be a Thing (2012), описывая его как метод, который подчеркивает автономность объектов и исключает иерархии или интерпретации. Также до Мартынова многие художники и мыслители развивали похожие идеи. Например, сюрреалисты стремились показать объекты вне их привычного контекста, Мишель Фуко и Жиль Делёз в своих философских трудах критиковали иерархические структуры в восприятии знаний и явлений, социолог Жан Бодрийяр изучал феномен потребления, придавая значения предметам как симуляциям, а не «символам чего-то большего». Мартынов же интерпретировал эти идеи через музыку и изобразительное искусство, акцентируя внимание на «чистом перечислении» как способе избежать насильственного приписывания смыслов и значений рассматриваемым предметам – в этом он выделяется среди других.

По сути, художники утопически хотят, чтобы современный зритель отринул привычку искать связи между предметами, перестал пытаться понять и объяснить, что он видит, ибо все это отдаляет его от реальности или же разрывает ее связь с человеком, а возможно, и уничтожает его. «Реальность неподконтрольна человеческим амбициям, разуму и эго», – заявляет Мартынов, – она автономна и смотрит на нас. И в очной ставке с ней, лишенной аффектации привнесенных эмоций, мы обретаем свет и мудрость».

На фоне этих идей становится ясно другое: нам показывают абсолютную обреченность, беспросветную экзистенциальность, которая, по мнению Мартынова, уготовлена человечеству. Реальность, на которую человек смотрит через привычные структуры и смыслы, в какой-то момент становится для него недоступной. В одном из онтографических изображений, как бы подталкивая зрителя к размышлению, около пятидесяти раз тревожно повторяется цитата Мишеля Фуко: «Тогда, можно поручиться, человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке». Это высказывание воспринимается как слегка истеричное предостережение и наталкивает на мысль, что наша склонность «владеть» и интерпретировать реальность способна лишить нас самой возможности существовать.

Разделять философские взгляды Владимира Мартынова или нет, решать вам. Сама выставка будет проходить в галерее а-s-t-r-а до 17 ноября.

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону

Юбилей в кромешной темноте События

Юбилей в кромешной темноте

В ДК «Рассвет» отметили день рождения Леонида Десятникова