Мрачное «светлое будущее» События

Мрачное «светлое будущее»

Во вторник вечером в Новой Третьяковке на Крымском валу состоялась премьера оперы Ильи Демуцкого

Интересное ощущение от оперы Ильи Демуцкого «Для Черного квадрата», поставленной прямо в зале Новой Третьяковки, где висит этот самый «Квадрат». Аннотация говорит, что это современная реплика на несохранившуюся оперу композитора Михаила Матюшина и поэта Алексея Крученых «Победа над Солнцем» 1913 года. В той опере пелось о том, что сила и техника одержат победу над стихией и чувством, как новый электрический свет одержит победу над устаревшим Солнцем. В теперешней, инициированной режиссером (и, на минуточку, ядерным физиком) Игорем Конюховым, говорится примерно о том же. Хотя если прислушаться – ровно наоборот, когда сквозь архаичную заумь Крученых прорываются весьма актуально звучащие пассажи Конюхова, вроде: «Сегодня у нас всеобщее наделение счастьем, явка обязательна». – «А если у меня другие планы?» – «Других планов быть не может». Счастье же заключается в том, что героям начисто стирают память, и они идут за вождем с обезьяньей кличкой Би-Ба-Бо в светлое будущее… Это будет покруче Крученых – сегодняшние авторы, в отличие от него, суммируют и замятинских «Мы», и «Буранный полустанок» Айтматова, и много чего еще из литературы ХХ века о беспамятстве как лучшем способе манипуляции «счастливыми людьми».
Но опера – это прежде всего музыка, не правда ли? Так вот музыка, исполненная десятком солистов, десятком хористов, дуэтом пианистов и дирижером-Демуцким, поначалу кажется просто милым таперским бряцанием. А если что из мотивов и застревает в ушах, то предательски напоминает советский песенный репертуар. Особенно – «Березовый сок» Вениамина Баснера. Прокол композитора? Не думаю, слишком он для того опытен и мастеровит: два балета в афише Большого театра, при всех возможных подводных течениях, что-нибудь да значат.
И вот постепенно, от ощущения этой самой милой ерунды, через все более увлекающие контрасты стилей, от хорала до рэгтайма, от барочного бассо-остинато до пародийно-ядовитых маршей и вальсов – партитура увлекает тебя все сильнее. А когда кончается второе действие и герои удаляются в мрачное «светлое будущее», оставляя нас один на один с «Черным квадратом» Малевича, зияющим на нас из своей ниши, то… возникает импульс, который еще 10 минут назад ты, чертыхаясь на позднее время и поток бессмыслицы со сцены, меньше всего ожидал в себе обнаружить: а как бы послушать и посмотреть все это безобразие еще раз?
Кстати, еще аж три раза «это безобразие» в ближайшие дни в Третьяковке действительно исполнят. А потом, не исключено, свозят в те места, где хранятся другие авторские варианты «Квадрата» – Русский музей и Эрмитаж. А потом – что-нибудь еще придумают, чтобы проект жил. Иначе просто обидно будет – «столько сил затратили, такое удовольствие получили», как призналась мне исполнительница роли Дивы, обладательница великолепного сопрано Светлана Полянская.

Автор: Сергей Бирюков

Триумф Денисова во Франции События

Триумф Денисова во Франции

В оперном театре города Лилля поставили оперу Эдисона Денисова «Пена дней»

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы