Мундиаль для Самары События

Мундиаль для Самары

Перефразируя Маяковского, можно сказать, что мы живем сегодня под лозунгом «Больше фестивалей, хороших и разных!» Маленькие, большие, «стационарные», «прикрепленные» к определенному месту и перемещающиеся по городам и весям, возникающие по определенным поводам и без, ориентированные на любой – изысканный и невзыскательный – вкус. Одни напоминают сюиту из контрастных номеров-­концертов с набором поп-исполнителей, другие – продуманно-­концептуальные, как Дягилевский в Перми, имеющий свою сверхидею, драматургию, даже собственный язык, стиль и форму общения с публикой. Многие фестивальные проекты, поддержанные хорошим финансированием и сопровождающиеся серьезной концептуальной работой организаторов, часто становятся драйверами культурного развития регионов, подобно чемпионату мира 2018 года, который дал мощный импульс социально-­экономическому преображению российских городов, к числу которых относится и Самара. Сможет ли стать таким для культурной жизни Самары фестиваль «DSCH. Шостакович. ХХ век»?

Самара – город с богатейшей культурной историей, в которой «следы» Дмитрия Шостаковича ощутимы и ценимы. В прошлом году в формате open air был проведен Международный фестиваль искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH». Он блистал звездными именами исполнителей. Нынешний «DSCH. Шостакович. ХХ век» отличался по многим параметрам.

Ставка не была сделана на тех исполнителей классики, имена которых известны даже каждому российскому немеломану. Большинству слушателей из числа непрофессионалов фестиваль открыл других первоклассных музыкантов: скрипачи Николай Саченко и Доменико Нордио (Италия), пианисты Алексей Гориболь, Михаил Лидский, Андрей Коробейников, Мария Андреева, арфист Александр Болдачев. Отдельно отмечу яркие выступления молодых исполнителей: Владимир Родин (фортепиано), Аяко Танабе (скрипка), Ибрагим Нагиев (виолончель), солисты ведущих оперных театров России Юрий Власов (Мариинский), Алина Черташ, Валерий Макаров (Большой театр), Лилия Гайсина (МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-­Данченко).

Сильной стороной «DSCH. Шостакович. ХХ век» стала цельность, детальная продуманность содержания каждой концертной программы в соответствии с заявленной в названии идеей. Местное культурное сообщество не могло не оценить содержательную насыщенность фестиваля, которым были охвачены за пятнадцать дней два города области – Самара и Тольятти.

Ценна мощная просветительская направленность проекта. Слушателям предстояло услышать разнообразную, довольно сложную музыку, большая часть которой никогда не звучала на филармонических площадках этих городов. Контекст ХХ века был представлен творчеством целого ряда отечественных композиторов (Рахманинова, Мясковского, Прокофьева, Мосолова, Вайнберга, Уствольской, Б. Тищенко, Б. Чайковского, Н. Пейко, М. Кусс) и зарубежных (Дебюсси, Хиндемита, Онеггера, Даллапикколы, Кейджа и других).

Охват произведений Шостаковича во всем многожанровом спектре для регионального фестиваля можно назвать беспрецедентным: Первая и Десятая симфонии, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели № 1, струнные квартеты № 1 и 12, «Афоризмы», Прелюдии ор. 34 для фортепиано (все двадцать четыре были совершенно гениально исполнены Андреем Коробейниковым, а двенадцать – в переложении для скрипки и фортепиано – Михаилом Лидским и Доменико Нордио), «Антиформалистический раёк», вокальные циклы («Из еврейской народной поэзии», романсы и монологи на стихи Пушкина – ор. 46 и ор. 91, Четыре стихотворения капитана Лебядкина на слова Достоевского).

Театрально-­кинематографическая часть фестивальной программы была очень удачно сформирована в сотрудничестве с местными творческими силами. Она включала в себя: спектакль-­концерт «Гамлет» с музыкой Шостаковича из одноименных фильма и драматического спектакля, представленный оркестром Юрия Башмета и Евгением Мироновым; балет «Укрощение строптивой» Жана-­Кристофа Майо; оперу «Леди Макбет Мценского уезда», поставленную в Самарском театре Георгием Исаакяном.

Идеально совпали по «самарскому времени» два сочинения, исполненные в один фестивальный вечер, – опера «Игроки» (постановка петербургского режиссера Юрия Александрова в редакции ученика Шостаковича Бориса Тищенко), создававшаяся, но не завершенная Шостаковичем во время эвакуации в Куйбышеве, и балет «Ленинградская симфония» из репертуара самарского театра на музыку легендарного произведения, которое, как известно, впервые прозвучало по трансляции на весь мир 5 марта 1942 года из стен Куйбышевского театра оперы и балета, где и проходил нынешний фестиваль.

Мария Андреева (фортепиано). Оркестр «Новая Россия», дирижер – Федор Леднев

Редко исполняемая эффектная сюита из немого кинофильма «Новый Вавилон», а также музыка из фильма «Король Лир» убедительно прозвучали в исполнении Симфонического оркестра Тольяттинской филармонии под управлением опытного и очень артистичного (особенно в «Новом Вавилоне») дирижера Андрея Данилова, с 2017 года работающего в Самарском театре оперы и балета. Участие в столь солидном фестивале – бесценный опыт для местных музыкантов.

Знакомству с киномузыкой композитора был посвящен цикл «Эстетика музыки Шостаковича в кинематографе Григория Козинцева», который в кинотеатре «Художественный» прекрасно провела доцент кафедры теории и истории музыки Самарского государственного института культуры, кандидат искусствоведения Анна Лазанчина.

Сверхзадача любого проекта – «достучаться» до понимания публики. И в этом смысле организаторы уж точно легких путей не искали! Нужно обладать отвагой и убежденностью, чтобы столь последовательно реализовать идею погружения слушателей в сложный мир музыки Шостаковича, его современников, учеников, последователей.

Практически все программы эксклюзивны, готовились, что называется, по фестивальному спецзаказу, рождались в процессе совместного творчества арт-директора Алексея Трифонова и исполнителей. Внутри каждой из них сочинения Шостаковича логично объединялись неким внутренним «сюжетом» с произведениями других композиторов ХХ века, воссоздавая культурно-­исторический контекст, в котором авторы жили, работали, страдали, были счастливы.

Яркой иллюстрацией такого подхода стал концерт Владимира Родина, Аяко Танабе и Ибрагима Нагиева. Молодость исполнителей «перекликалась» с юношеским мироощущением в Трио № 1, написанным семнадцатилетним Шостаковичем, и дерзкими находками в Сонате для виолончели его ученика Бориса Тищенко, которую он написал в двадцать один год. Открытием стало исполнение до сих пор неизвестной широкой публике Фортепианной сонаты № 3 Николая Пейко – ассистента Шостаковича в Московской консерватории. Здесь же прозвучали Соната № 2 для скрипки соло Вайнберга (прекрасно исполненная Аяко Танабе) и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Маргариты Кусс – композитора трудной судьбы и практически неисполняемого. «Сюжетное» сплетение композиторских судеб, отраженное в непростых сочинениях, великолепно было раскрыто лектором Тольяттинской филармонии Дарьей Воиновой, которая так сумела настроить, «заинтриговать» восприятие неискушенной тольяттинской публики, что каждое произведение было встречено криками «браво!».

Выстраивание моста между музыкой и публикой – актуальная тема современной концертной жизни, а в контексте просветительского по своей сути фестиваля «DSCH. Шостакович. ХХ век» она зазвучала еще злободневнее. Совершенно очевидно, что подобные программы «на вырост» непременно должны иметь своих Соллертинских, облегчающих слушателю встречу с непривычной для многих классикой ХХ века, чтобы она не оттолкнула, а вызвала интерес и желание продолжить знакомство с нею. А иначе зачем было бы все это устраивать?

В связи с этим категорически недопустим звучащий по трансляции «полуживой» голос, отчеканивающий весь список многочастных произведений в начале концерта. Неподготовленному слушателю сочинения, перечисленные и звучащие одно за другим без комментариев, с непривычки могут показаться одной большой песней. Именно в этом была причина простодушных аплодисментов между частями произведений в ряде концертов, явно раздражавших исполнителей. Но и слушатели не по своей воле оказывались в этой неловкой ситуации.

Владимир Родин (фортепиано), Аяко Танабе (скрипка), Ибрагим Нагиев (виолончель)

Уверена, что подобные программы должны сопровождаться диалогом с публикой. Его может вести исполнитель. Так, завораживающе интересными монологами сопроводил концерт, посвященный вокальным циклам Шостаковича и Вайнберга, пианист Алексей Гориболь; деликатным, точным в комментариях гидом по музыкальному маршруту своей программы был арфист Александр Болдачев. И, конечно, профессиональные лекторы, которые, как показал фестиваль, есть и в Самаре, и в Тольятти. В дальнейшем организаторы вполне могут рассчитывать на их помощь.

Фестиваль завершился фантастическим концертом хора musicAeterna. Из Десяти хоровых поэм на стихи революционных поэтов Шостаковича коллективом Виталия Полонского был неожиданно извлечен ­какой-то особо актуальный смысл. Произведение воспринималось многозначным финалом фестиваля.

Cмелей, друзья, идем вперед,
Будя в сердцах живое пламя,
И наше дело не умрет.
Не сломят бури наше знамя!

Концепция проекта бездонна и содержит огромный потенциал для развития на многие годы. Вспомнились слова Шостаковича: «Музыка не восстановит разрушенных домов, не воскресит погибших, но она может сделать так, что дома останутся целыми, а люди – живыми». При совместных усилиях арт-дирекции, местных творческих сил, финансовой поддержке руководства города и области «DSCH. Шостакович. ХХ век», вдохновленный личностью Шостаковича, «помнящий» «самарское время» композитора, точно может стать очень нужным и заметным явлением на фестивальной карте страны, притягательным для любителей музыки даже за пределами региона.