Мурашки по спектру События

Мурашки по спектру

В Галерее Нико состоялся дебютный концерт ансамбля Pelle d’oca

Название коллектива переводится с итальянского как «мурашки по коже», и смысл достаточно прост – желание исполнить малоизвестные широкой публике сочинения так, чтобы у нее «мурашки по коже» побежали. Дебютный концерт был приурочен к грядущему юбилею Аарона Копленда и состоял преимущественно из сочинений, написанных в стиле спектрализма и минимализма.

Отметим, что в отечественных условиях программы современной музыки нередко собирают лишь ценителей: такие концерты становятся подчас своеобразными «мистериями» ордена посвященных в новейшую композицию. В случае вечера в Галерее Нико впечатление было скорее противоположным: заполнившая зал публика казалась достаточно демократичной. Важной составляющей успеха стали и артистичные комментарии руководителя ансамбля Николая Шугаева – его подробный рассказ о каждом из исполненных произведений сделал их намного более понятными и близкими восприятию рядового слушателя; пожалуй, именно такой «разъяснительной работы» сейчас остро не хватает на многих подобных событиях.

Открывался концерт, впрочем, Concerto grosso Чарльза Ависона, композитора XVIII века: в его теоретических трудах рассуждения о тембре отдаленно предвосхищают идеи XX века. Первым же собственно «современным» сочинением программы стала работа Тристана Мюрая Feuilles à travers les cloches – изящный спектральный «перевертыш» одного из «Образов» Дебюсси, исполненный необычайно тонко, с послевкусием от созерцания изысканного пейзажа импрессионистов, выполненного, однако, не красками, а звукописью тембровой игры. В последовавших за ним минималистичных «Желтых страницах» (Telephone Book. Yellow Pages) Майкла Торка исполнители, наоборот, стремились подчеркнуть живой юмор, с которым комбинация букв телефонного справочника, соотносимая с латинскими буквенными обозначениями нот, многократно обыгрывается в партиях всех участников.

Главным сюрпризом концерта стало исполнение сочинения самого Николая Шугаева – вокального цикла «Пять японских хайку», представленного восходящей звездой Дилярой Калимуллиной (сопрано) и пианистом Тимофеем Долей. Участие последнего в вечере в целом стало неожиданностью для публики: до этого дня молодой музыкант выносил на сцену преимущественно классико-романтический репертуар. Столь масштабное «вторжение» в зону современной музыки стало для Тимофея Доли первым подобным опытом, но «первый блин», вопреки пословице, в ком не превратился, а скорее наоборот: музыкант был безупречно убедителен в новой для него сфере. Сочетание высокого пианистического мастерства и интеллектуального поиска в пианистическом стиле Доли оказалось в этот день «выстрелом в десятку»: пианист, участвовавший в исполнении всех номеров концерта, стал, наряду с Николаем Шугаевым, одним из главных героев вечера. Подчеркнем, что и сами по себе «Пять японских хайку» вполне убедительно смотрелись в ряду уже испытанных временем шедевров.

Кульминацией концерта стало второе отделение, полностью отведенное под камерную версию легендарной «Весны в Аппалачах» Аарона Копленда. Ансамбль Pelle d’oca, кажется, сделал определенный акцент на хореографической подоплеке появления этого сочинения, исполнив его динамично, задорно, коллажно: удивляла слаженность ансамбля, неожиданная для коллектива, находящегося еще в «младенческом» возрасте.

Музыкальный обозреватель, освещающий концерт любого новоиспеченного оркестра или ансамбля, чувствует себя обязанным дать музыкантам определенную «фору», избегнув слишком прямолинейной, пусть и справедливой, критики. В данном случае этой дилемме не было места: казалось, что музыканты играют вместе как минимум несколько лет. Появление в России такого ансамбля – настоящая удача для всех тех меломанов, чей слух открыт экспериментам и поиску нового. «Сфинкс» современной музыки в прочтении Pelle d’oca задает вполне посильные для рядового слушателя загадки.

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»

Итальянские сезоны Гергиева События

Итальянские сезоны Гергиева

В Мариинском театре поставили редкую оперу Верди «Эрнани»

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе События

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе