«Спектакль, который изменил всех его создателей», по мнению Теодора Курентзиса, и «Событие 2013 года», по признанию российских критиков, — «Королева индейцев» (The Indian Queen) — вторая совместная работа знаменитого американского режиссера Питера Селларса и Теодора Курентзиса. Этот проект — копродукция трех театров: Королевского театра (Мадрид), Английской национальной оперы (Лондон) и Пермского театра оперы и балета. Смелый эксперимент, осуществленный в 2013 году, вызвал острую дискуссию в профессиональном сообществе и огромный интерес у зрителей. Питер Селларс и Теодор Курентзис посвятили свою работу легендарному оперному интенданту Жерару Мортье.
Теодор Курентзис, художественный руководитель musicAeterna, рассказывает: “Для нас было важно, что Жерар Мортье доверял нам с Питером Селларсом. После «Иоланты» и «Персефоны» он предложил нам подумать, какой будет наша следующая постановка. Мы встретились с Питером. Я помню квартиру на Plaza de Oriente, мы были готовы начать очень длинный поиск по любимому репертуару, но мы закончили через три секунды. Потому что я сказал: «Я люблю Indian Queen», и он сказал: «Не может быть! Это я пришел к тебе с таким предложением. Все, решено, делаем Indian Queen». Мне кажется, это лучший спектакль, который я создал в своей жизни. Потому что это спектакль, который не существовал до нашей встречи с Питером”.
Питер Селларс и Теодор Курентзис кардинально обновили последнее, оставшееся незавершенным, произведение Генри Пёрселла, заново сочинив либретто и дополнив партитуру фрагментами из других произведений композитора. В новом либретто вокальные номера чередуются с отрывками из романа современной никарагуанской писательницы Розарио Агиляр «Затерянные хроники terra firma». А оригинальная музыка дополнена церковными гимнами и светскими песнями Пёрселла.
“Это уникальный шедевр, который Пёрселл создал незадолго до своей смерти. Он работал над «Королевой индейцев», но это было совершенно беспорядочное произведение: неоконченное, с исторически несообразным текстом Джона Драйдена о войне инков и ацтеков. – говорит режиссер Питер Селларс. – Не сохранилось даже сведений о первом представлении. Это странный, сломанный, болезненный шедевр. Мы использовали огромное количество музыки, которую Пёрселл написал для театра и для церкви, и связали ее с деталями сюжета, а также со словами из романа Розарио Агиляр. В результате получилась феминистская версия завоевания Мексики. Шокирующая, удивительная, интимная, личная”.
Премьерный показ обновленной «Королевы индейцев» прошел в сентябре 2013 года в Пермском театре оперы и балета. Постановка получила пять премий «Золотая Маска» и стала лауреатом театральной премии Casta Diva в номинации «Событие года». Через два месяца состоялась европейская премьера в Королевском театре Мадрида. Спектакль был номинирован на международную музыкальную премию Opera Awards. Спустя полтора года на лейбле Sony Classical вышла видеоверсия спектакля, получившая престижную музыкальную премию ECHO Klassik. Запись будет доступна на онлайн-платформе https://musicaeterna.org/ с 16:00 (по московскому времени) 28 июня в течение суток. Главные роли в спектакле исполняют Джулия Баллок (Донья Луиса) и Надежда Кучер (Донья Исабель).
Онлайн-платформа musicAeterna.org начала работу в конце апреля. На ней размещаются записи лучших выступлений оркестра и хора, архивные и новые лекции Лаборатории современного зрителя, интервью, мастер-классы, подкасты. Музыканты musicAeterna специально для онлайн-платформы создают свои авторские программы и записывают камерные концерты.