MusicAeterna представит новую программу сочинений композиторов XX века

18.02.2021
MusicAeterna представит новую программу сочинений композиторов XX века

Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса даст первый в этом году симфонический концерт. Музыканты представят новую программу, составленную из сочинений крупнейших композиторов XX века: Клода Дебюсси, Мориса Равеля и Игоря Стравинского. В Москве оркестр выступит дважды: 22 и 23 февраля в концертном зале «Зарядье». В Санкт-Петербурге концерт пройдет 1 марта в Большом зале филармонии.

«Новое явление для своей эпохи», — сказал Стравинский после первого же знакомства с музыкой Дебюсси, «великий художник», — отозвался в свою очередь Дебюсси о Стравинском в одном из писем к нему. Стравинский называл Дебюсси своим музыкальным отцом, а Равеля — дядей. Равель же восхищался «изумительными шедеврами» Дебюсси и ценил раннее творчество Стравинского. Три выдающихся композитора XX века, они дружили, сотрудничали, посвящали друг другу сочинения и… писали очень разную музыку, определившую развитие музыкальной культуры начала XX века.

В новую программу musicAeterna вошли импрессионистическая миниатюра Клода Дебюсси Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894); созданная на основе фортепианной оркестровая сюита Мориса Равеля, написанная в духе музыки французских клавесинистов, «Гробница Куперена» (1919) и этапное сочинение Игоря Стравинского — музыка к балету «Пульчинелла» (1920), которая будет исполнена в редакции 1965 года.

Программа, с одной стороны, проводящая параллели между творчеством трех композиторов: и Стравинский, и Равель в выбранных сочинениях обращаются к музыке прошлого, Дебюсси и Равель — представители французского импрессионизма, все трое — композиторы круга Сергея Дягилева, а каждое из трех произведений служило основой для балета, с другой стороны, — подчеркивающая различия между ними.

Федор Леднев, дирижер, ассистент Теодора Курентзиса: “Звуковой мир Равеля и Дебюсси, которые тоже, кстати, очень непохожие авторы несмотря на то, что оба французы и оба импрессионисты, кардинально отличается от того, что делает Стравинский на старте своего неоклассического периода. Он обращается к стилистике XVIII века со свойственными ей барочной прозрачностью, галантными ариями, образностью и препарирует ее с точки зрения мастера XX века, использующего современные инструменты, современные тембры и подходы к оркестровке. Программа очень контрастная: стилистически, тематически, по настроению и работе каждого из композиторов со звуком. И, слушая ее, можно проводить многие параллели, но еще больше находить контрастов”.