Музей музыки представил выставку к 200-летию со дня рождения Полины Виардо

20.07.2021
Музей музыки представил выставку к 200-летию со дня рождения Полины Виардо

«“Полина”. К 200-летию со дня рождения Полины Виардо» в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» открылась выставка Российского национального музея музыки.

Проект ставит перед собой задачу рассказать о «настоящей» Виардо, учившейся у композитора Ференца Листа, дружившей с писательницей Жорж Санд и ставшей прототипом героини ее романа «Консуэло». Выставка представляет материалы, связанные с ее исполнительской деятельностью, композиторским творчеством, романтическими обстоятельствами личной жизни.

Открывает выставку «иконография» Полины Виардо – ее графические и фотографические портреты. Современники вспоминали о ней как об удивительном сочетании некрасивой внешности, специфического, неидеального певческого голоса и огромного артистического таланта, под влиянием которого огрехи внешности и техники исполнения отходили на задний план – на сцене царила великая примадонна.

Экспонаты из фондов Российского национального музея музыки раскрывают детали ее детства, семьи и, конечно, творческого пути. В 1839 году Полина дебютировала на оперной сцене в роли Дездемоны в опере «Отелло» Россини. В дальнейшем блистала на сценах Лондона, Дублина, Берлина, Дрездена, Лейпцига, Будапешта, Парижа. Здесь, в том числе, представлена афиша первого действия оперы «Севильский цирюльник» с участием Полины Виардо в Санкт-Петербургском Большом театре 11 января 1845 года. Героиня оперы Розина – одна из самых известных партий в репертуаре певицы. Выступая в России, Виардо делала своеобразный «комплимент» русской публике, включая в сцену урока пения из этой оперы русские арии и романсы, например романс Александра Алябьева «Соловей».

Одним из наиболее интересных экспонатов выставки стал автограф Полины Виардо в альбоме княгини Натальи Голицыной, оставленный 12 февраля 1846 года в период выступлений в Санкт-Петербурге. Это отрывок из III действия оперы «Храмовник» Отто Николаи: «Разум помрачается, сердце разрывается…». Певица была не здорова, болезнь грозила потерей голоса, и выбор музыкальной строчки для альбомной записи свидетельствует об эмоциональном состоянии Виардо.

Композиторская деятельность Виардо развивалась параллельно с ее сценической карьерой. Если дебют ее как певицы состоялся в 1837 году, то уже в 1838 году было впервые опубликовано ее сочинение. Ее перу принадлежат оперы и кантаты, камерная вокальная и инструментальная музыка, аранжировки сочинений других авторов, каденции. Виардо стала одним из первых европейских композиторов, кто сочинял музыку на стихи русских поэтов.

Отношения Виардо с российскими деятелями культуры можно проследить, в том числе, благодаря письмам Полины Виардо пианисту и дирижеру, директору Московской консерватории Николаю Рубинштейну, который неоднократно пытался пригласить Виардо преподавать в учебном заведении – к сожалению, певица по личным обстоятельствам отказалась. С именем Николая Рубинштейна связан еще один экспонат – большой фотографический портрет Ивана Тургенева, выполненный в фотоателье Ивана Дьяговченко с дарственной надписью писателя музыканту.

Выставка «“Полина”. К 200-летию со дня рождения Полины Виардо» будет представлена в Государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» до 26 августа.