Музейная симфония в четырех частях Год Бетховена

Музейная симфония в четырех частях

Несмотря на пандемию, экономический кризис и общую неуверенность в завтрашнем дне, в культурной жизни Австрии остается главная цементирующая константа – юбилейный год Бетховена.

В начале сентября в Венском музее истории искусств наконец открылась выставка Beethoven bewegt («Бетховен подвигает»), запланированная изначально на март этого года. В городе, наводненном памятниками, мемориальными квартирами, концертными залами и площадями имени великого композитора, только ленивый не сформулировал культурную повестку, приуроченную к юбилею. Но даже в этом контексте Музей истории искусств, чья основная коллекция за небольшим исключением сформирована до 1800 года, кажется не самым очевидным местом для оммажа композитору. Идея выставки принадлежит Айке Шмидту – в 2020 году он должен был занять пост директора музея, но в последний момент изменил свое решение. Тем не менее проект был включен в рабочий план, к созданию выставки приступила команда из четырех кураторов (Андреас Куглер, Яспер Шарп, Штефан Веппельман, Андреас Циммерман) в сотрудничестве с архивом венского Общества любителей музыки, а к оформлению пригласили голландское агентство Tom Postma Design.

Жанр музыкально-­художественной выставки – один из самых сложносочиненных в выставочной практике, особенно если речь не идет о мемориальном музее. Как выдержать паритет художественного ряда и музыки? Как не впасть в субъективную ассоциативность или банальный поиск тематических параллелей? Как выдержать соотношение биографического и творческого? Родиной жанра, что не удивительно, является именно Вена: в 1892 году здесь состоялась первая музыкально-­театральная выставка, и Бетховен (наряду с Моцартом, Вебером, Мейербером, Шуманом и Листом) был одним из ее главных героев. Именно на этой выставке был заложен «золотой стандарт» жанра: нотные и литературные автографы, мемориальные предметы (в том числе реконструкция рабочих кабинетов), живописные портреты, театральные костюмы, музыкальные инструменты и сопутствующая концертная программа. Спорную идею бетховенской выставки в главном художественном музее страны кураторы в итоге восприняли как уникальный подарок, шанс абсолютной свободы по отношению к своему герою и его роли в культурной истории. Первое, что бросается в глаза, – отсутствие экспонатов из масштабной коллекции самого музея. Однако, по замыслу кураторов, музей вступает с Бетховеном в диалог иного рода: музейное пространство играет важную роль культурного контекста, исторического постамента, на котором возвышается фигура композитора. Отказавшись от биографического ликбеза, авторы приглашают зрителя на выставку-­театр, выставку-­спектакль, в котором на равных сосуществуют музыка, текст, живопись, скульптура, инсталляция, перформанс.

Огюст Роден. «Бронзовый век» (1880)

Исходный пункт экспозиции – безусловно, музыка Бетховена, а ее нарратив рассчитан даже на тех, чье знание о творчестве Бетховена ограничивается хитами и общими клише. Кураторы раскидывают широкую ассоциативную сеть, умело жонглируя художественными экспонатами от 1638 до 2020 года. Первый зал, представляющий фигуру творца и виртуоза, сразу обрушивается на посетителя фортепианной музыкой Бетховена: сонатами № 21 и № 32. «Отказ от наушников был трудным решением, – говорит куратор выставки Андреас Куглер, – поскольку в идеале, конечно, нужно слушать каждое произведение с начала до конца. Это ужасно, что ты входишь в зал и оказываешься в середине ­какой-то части. Но при этом попадание в звуковое пространство – очень сильное переживание, особенно в нашем музее, для которого такой формат совершенно непривычен. Мы очень долго думали на эту тему. По сути, речь идет о рефлексии на тему музейного пространства в принципе, ведь музей – не только место хранения и презентации произведений искусства, это пространство, в котором вместе с тобой находятся другие люди. Разобщенность, обособленность в коммуникации и восприятии – один из главных недостатков современности. Мы не хотели, чтобы прослушивание музыкальных сочинений превратилось в винную дегустацию. А благодаря звучащей музыке меняется и отношение к художественным экспонатам, требующим от зрителя активного личного восприятия».

Экспозиция первого зала представлена графическим циклом Йоринде Фойгт «32 сонаты Бетховена». Художница преобразовывает нотный текст в сложные графики и диаграммы, поверяя гармонию алгеброй: прозрачные рисунки корреспондируют с нотными автографами сонат, представленными в витринах. Два смысловых центра этого зала – «Бронзовый век» Огюста Родена и «Концерт для анархии» Ребекки Хорн. Если реалистичная скульптура Родена, вызвавшая в свое время скандал в парижском Салоне, олицетворяет человека в его мощи и ранимости, то звуковая инсталляция Ребекки Хорн воплощает идею творческого самовыражения. Высоко под потолком вверх ногами висит черный рояль, который периодически с невообразимым гулом «вываливает» из себя клавиши, а спустя ­какое-то время тихонько вбирает их обратно – кажется, будто инструмент не выдерживает напряжения чувств. Этим неожиданным жестом механическая скульптура выражает совершенно человеческую эмоцию не то отчаяния, не то освобождения.

Если первый зал экспозиции повествует о творческом порыве, то второй говорит о трагедии личной потери. Это темное безмолвное пространство с высоким подиумом в середине и текстом знаменитого Гейлигенштадтского завещания на стене. В центре на черном подиуме лежат потертые деревянные плиты паркета из последней квартиры Бетховена. От самого дома уже давно ничего не осталось – его снесли еще в 1904 году, но двери и паркетный пол квартиры Бетховена ­почему-то решили сохранить. Этот единственный на выставке (кроме слуховой трубки) «мемориальный» экспонат производит сильнейшее впечатление – своеобразная реконструкция присутствия, навсегда покинутая сцена. Та tabula rasa, куда каждый может поместить «своего» Бетховена, свободного от идеологических наслоений, стереотипов и клише. Художественной «рифмой» личной трагедии композитора здесь служат фрагменты серии офортов «Капричос» Франсиско Гойи, которую художник создавал в момент окончательной потери слуха. «Так же как Бетховен, Гойя десятилетиями терял слух и с той же интеллектуальной остротой интересовался общественными и политическими проблемами своего времени. И, так же как Бетховен, он открывает двери современности – тому, что выходило за границы понимания его времени», – считает Андреас Куглер.

Третий зал воплощает тему преодоления ударов судьбы и природы как источника силы. После немоты предыдущего зала зрителя снова встречает музыка – симфонии № 3 и № 7. В витринах – автографы титульного листа «Героической симфонии» со следами стертого до дыр посвящения Наполеону Бонапарту, увертюры к балету «Творения Прометея» и увертюры «Эгмонт», эскизы «квартетов Разумовского» и финального хора Девятой симфонии (первые варианты работы с текстом). На стенах – «Прометей» Яна Коссирса и пейзажи Каспара Давида Фридриха и Уильяма Тёрнера. Яркие, почти абстрактные акварельные наброски Тёрнера, запечатлевшего пылающий склад лондонского Тауэра, своей экспрессией созвучны нотным эскизам Бетховена, его «laboratorium artificiosum», в которых композитор многократно и упорно возвращается к одним и тем же мотивам и гармоническим последовательностям, развивая идею «изнутри».

Джон Балдессари. «Слуховая трубка Бетховена (с ухом)» (2007)

Классический культурный миф «преодоления ударов судьбы» в контексте творчества и биографии Бетховена находит воплощение в видеоработе голландского художника и композитора Гвидо ван дер Верве «Номер восемь». На экране – бесконечная гладь замерзшего моря, покрытого льдом и снегом. Навстречу зрителю размеренно движется одинокая фигурка человека, а прямо за ним – гигантский ледокол, разрубающий глыбы льда в Балтийском море. И хотя изначально эта работа никак не связана с Бетховеном, она неожиданно точно выражает его мятежный дух – бескомпромиссность и осознание одиночества.

Структурно выставка построена на постепенном «открытии» музейного пространства. Если в первом, «героическом» зале декоративные панели полностью скрывают интерьер, во втором уже виден оригинальный потолок, в третьем пространство музея проступает более четко, то, наконец, в последнем, четвертом зале нет ничего, кроме пустых музейных стен. Здесь зрителя встречает идущий нон-стоп перформанс, созданный по заказу музея специально к юбилейному проекту. Англо-немецкий художник и хореограф, мастер «сконструированных ситуаций» Тино Сегал сочинил вокально-­хореографическое действо на основе мотивов из самых известных сочинений Бетховена. Два исполнителя, передвигаясь в пространстве, поют, мурлыкают, выводят поочередно или каноном обрывки бетховенских цитат, превращая их в безотчетный звуковой фон, бездонный колодец музыкальной памяти.

Отдельного упоминания заслуживает каталог выставки, к участию в котором были приглашены авторы из разных стран – Австрии, Германии, Японии, Китая, США, России, Испании, Англии. По сути, это дополнительная, альтернативная выставка, внутри которой можно найти изображения иконографии Бетховена (от Йозефа Штилера до Энди Уорхола) и художественных экспонатов на тему его произведений. Не дублируя контент выставки, каталог предлагает дополнительный план культурного осмысления фигуры главного героя через музыковедческие и искусствоведческие статьи, литературные эссе, личные воспоминания.

Эпиграфом и одновременно послесловием экспозиции служит звуковая инсталляция турецкой художницы Айше Эркмен esile rüf, с марта встречающая зрителя прямо у входа в музей. Из двух динамиков доносится музыка, которую спустя пару секунд недоумения способен узнать любой, – бетховенская «К Элизе», исполненная в ракоходном движении, задом наперед. Собственно, вся выставка именно об этом: Бетховен как неотъемлемая часть нашей личной памяти.

Девять врат в царство познания души Год Бетховена

Девять врат в царство познания души

На лейбле PentatonE вышли бетховенские симфонии в исполнении Марека Яновского и Симфонического оркестра Западногерманского радио

И еще на 250 лет Год Бетховена

И еще на 250 лет

В год бетховенского юбилея Вена должна была стать одним из главных центров чествования великого композитора.

Дверь в иное Год Бетховена

Дверь в иное

По случаю 250-летия Людвига ван Бетховена журнал «Музыкальная жизнь» провел юбилейный опрос современных российских композиторов.

Бетховен для страждущего человечества Год Бетховена

Бетховен для страждущего человечества

Герой романа Томаса Манна «Доктор Фаустус» композитор Адриан Леверкюн в порыве мрачного отчаяния хотел отнять у людей Девятую симфонию Бетховена: «Я понял, этого быть не должно.