Музы не молчат События

Музы не молчат

В Рахманиновском зале Московской консерватории выступил Молодежный симфонический оркестр из Луганска

Известная латинская пословица гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Однако она оказалась полностью опровергнута выступлением Молодежного симфонического оркестра Луганской академии культуры и искусств имени М. Матусовского совместно с солистом, своим земляком, а ныне профессором Московской консерватории Юрием Ткановым.

Именно этот известный альтист, многократно выступавший в Луганске, организовал приезд и выступление оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Сергея Йовсы. Молодежному оркестру уже второй десяток лет (основан в 2004 году по инициативе профессора Евгении Михалёвой), репертуар растет от года к году (от классики к современности). Это симфонии Гайдна, Бетховена, Дворжака, Чайковского, Шостаковича, Канчели, премьеры новых сочинений. Однако выступление в Москве – высшая степень ответственности для музыкантов. «Побывать в таком зале, где сами стены пропитаны вековыми традициями, – наша громадная мечта», – признался С. Йовса.

Скажем сразу – концерт в Рахманиновском зале был принят публикой очень горячо. К яркому восприятию слушателей провоцировала интересная программа – Симфония с солирующим альтом «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза, Концерт для альта с оркестром Андрея Эшпая, «Гершвин-фантазия» Юрия Тканова. Замечательный исполнитель, принадлежащий к школе Борисовского – Дружинина, демонстрировал возможности инструмента и свой высокий класс. Ведомый солистом и дирижером, молодой оркестр играл уверенно, увлеченно, ярко и точно, озвучивая весьма непростые партитуры.
…Факт исторически известный – именно Гектор Берлиоз, гениальный знаток оркестра, обогатил его новыми тембрами. Он сочинил программную симфонию «Гарольд в Италии», где альт, как аналог низкого человеческого голоса, ведет свое повествование, начиная со сцен меланхолии, счастья и радости главного героя, к воспоминаниям в «Оргии разбойников», обобщающим его путь.

Как и в «Фантастической симфонии», образное и смысловое либретто предопределяет палитру красок – солирующего альта и всего оркестра. Берлиозу, гению соединения инструментальных тембров, было важно не только вести слушателя по этапам жизни героя, но и доказать своим современникам первой трети ХIХ века универсальность звуковой палитры альта как солирующего инструмента.
Юрий Тканов мастерски раскрывает весь тембровый арсенал инструмента. Отметим, что в звуковой реализации Симфонии «Гарольд в Италии» прекрасно проявил себя и Луганский молодежный оркестр, озвучивая партитуру весьма сложную: и по общему контакту с примариусом, и в различных ансамблях с альтом, и в эпизодах tutti. Безупречный строй деревянных и медных духовых, богатая динамическая и красочная шкала, настоящая художественная свобода! Создавалось впечатление, что оркестр состоит из солистов.

Интересен и следующий программный выбор Юрия Тканова – Концерт для альта Андрея Эшпая, композитора, подарившего каждому из оркестровых инструментов свой сольный концертно-симфонический опус, что в значительной степени расширило их репертуар (а в ряде случаев русско-марийский мастер был в числе первопроходцев, как, например, в случае с Концертом для тубы с симфоническим оркестром).
Юрию Тканову удалось главное – раскрыть удивительное многообразие в единстве этого яркого одночастного полотна. Особенно впечатлило звучание высокого «скрипичного» тембра у альта и превосходная, глубокая кантилена, приближенная к виолончельному колориту.

Блеснул Юрий Тканов и как композитор. Его «Гершвин-фантазия» мастерски сочетает «избранное» из знаковых сочинений автора – «Рапсодии в стиле блюз» и фортепианного концерта. В калейдоскопе эпизодов, как бы Гершвин-карнавале, прекрасно прорисовывались цветом разные тембровые маски и ситуации. Виртуозное и колористическое мастерство, свободная и вдохновенная игра органично сочетались со структурной стройностью, с опытом музыканта XXI века.

На бис были сыграны две пьесы Мийо из «Скарамуша» в блистательной транскрипции Юрия Тканова, а публика все еще не хотела отпускать полюбившихся исполнителей.

Концерт стал ярким событием, молодежный оркестр под руководством Сергея Йовсы доказал очевидную исполнительскую зрелость. Молодцы луганчане. Так держать наперекор геополитическим катаклизмам!

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады