Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Тайный реквием, молитва и гимны. Три российские премьеры американского и европейских композиторов, неочевидная музыка двух отечественных авторов. В Камерном зале Московской филармонии успешно продолжается абонемент «Лаборатория Musica sacra nova», исследующий феномен новой сакральности.

Кураторы – Антон Каретников и Сергей Терентьев – составили программу концерта достаточно изящно. Первая половина вечера была посвящена ансамблевым композициям (от соло к трио), которые в той или иной степени связаны с религиозной тематикой, вторая – исполнению четырех «Гимнов» Альфреда Шнитке. Московский ансамбль современной музыки – признанный мастер в интерпретации новых опусов – выступал в расширенном составе. Особенно ценным стало приглашение молодых коллег. Отмечу бережное отношение к звуку у певицы Ольги Козловой в ее дуэте с кларнетистом Олегом Танцовым, игру перкуссиониста Евсевия Зубкова, его виртуозное владение техникой и вдумчивую музыкальную интерпретацию.

Обнаружение генетических и эстетических связей между музыкой композиторов, принадлежащих к разным поколениям, традициям и духовным устремлениям, – концепция концерта. Интенсивность взаимодействия двух музыкантов в Requiem furtif Жоржа Апергиса перекликалась с тончайшей координацией и поиском идеальной тембровой слитности между кларнетистом и певицей в композиции To God Паскаля Дюсапена. В обеих пьесах жесты и микродвижения, синхронизация между партнерами превращаются в какой-то невероятный танец. Два музыканта здесь единый организм. «Молитва» Леры Ауэрбах, открывшая концерт, стала своеобразной музыкальной аркой к «Музыке для Ангела» Александра Вустина, которой завершилось первое отделение. Медитативность, простейшие музыкальные единицы или паттерны, прозрачная фактура – все это строительный материал, из которого оба автора создают собственные музыкальные картины.

 

Написанные в разное время – с 1974 по 1979 год – «Гимны» Альфреда Шнитке воспринимаются как единое высказывание. В пользу этого говорит и избранный композитором состав: Гимн I – виолончель, арфа и литавры, II – виолончель и контрабас, III – виолончель, фагот, клавесин и колокола, а IV – все инструменты, которые заявлены в первых трех гимнах. Главный герой и скрепляющий элемент всех пьес – виолончель. Ее выразительные качества здесь огромны, простираются от тишайших шорохов до экспрессивного крика.

Исполнение «Гимнов» было близко к сакральному ритуалу. Этому способствовал и приглушенный свет, который настраивал слушателей на внутреннее проживание этой музыки, своеобразную медитацию. В интерпретации МАСМ наиболее сильным для меня оказался Гимн II – аскетичный и линеарный. Шнитке исследует здесь акустическую природу двух низких музыкальных инструментов и одновременно какие-то невероятные пределы в напряжении двух музыкантов, их энергий. К виолончелистке МАСМ-ансамбля Ольге Дёминой присоединился Григорий Кротенко – специалист по современному контрабасовому исполнительству.

Серия «Гимнов» Шнитке – редкий гость в концертных программах, и, кажется, об этом цикле начали вспоминать лишь благодаря юбилейной дате – 90 лет со дня рождения композитора. Почти месяц назад «Гимны» звучали вместе с Эпилогом из балета «Пер Гюнт» на той же самой сцене в Московской филармонии. Несомненно, опусы Шнитке заслуживают такого частого к ним обращения. Это музыка сильного, но хрупкого человека. Мудрого, но готового поддаться искушениям. Музыка ангела, в котором есть нечто дьявольское.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории