Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Тайный реквием, молитва и гимны. Три российские премьеры американского и европейских композиторов, неочевидная музыка двух отечественных авторов. В Камерном зале Московской филармонии успешно продолжается абонемент «Лаборатория Musica sacra nova», исследующий феномен новой сакральности.

Кураторы – Антон Каретников и Сергей Терентьев – составили программу концерта достаточно изящно. Первая половина вечера была посвящена ансамблевым композициям (от соло к трио), которые в той или иной степени связаны с религиозной тематикой, вторая – исполнению четырех «Гимнов» Альфреда Шнитке. Московский ансамбль современной музыки – признанный мастер в интерпретации новых опусов – выступал в расширенном составе. Особенно ценным стало приглашение молодых коллег. Отмечу бережное отношение к звуку у певицы Ольги Козловой в ее дуэте с кларнетистом Олегом Танцовым, игру перкуссиониста Евсевия Зубкова, его виртуозное владение техникой и вдумчивую музыкальную интерпретацию.

Обнаружение генетических и эстетических связей между музыкой композиторов, принадлежащих к разным поколениям, традициям и духовным устремлениям, – концепция концерта. Интенсивность взаимодействия двух музыкантов в Requiem furtif Жоржа Апергиса перекликалась с тончайшей координацией и поиском идеальной тембровой слитности между кларнетистом и певицей в композиции To God Паскаля Дюсапена. В обеих пьесах жесты и микродвижения, синхронизация между партнерами превращаются в какой-то невероятный танец. Два музыканта здесь единый организм. «Молитва» Леры Ауэрбах, открывшая концерт, стала своеобразной музыкальной аркой к «Музыке для Ангела» Александра Вустина, которой завершилось первое отделение. Медитативность, простейшие музыкальные единицы или паттерны, прозрачная фактура – все это строительный материал, из которого оба автора создают собственные музыкальные картины.

 

Написанные в разное время – с 1974 по 1979 год – «Гимны» Альфреда Шнитке воспринимаются как единое высказывание. В пользу этого говорит и избранный композитором состав: Гимн I – виолончель, арфа и литавры, II – виолончель и контрабас, III – виолончель, фагот, клавесин и колокола, а IV – все инструменты, которые заявлены в первых трех гимнах. Главный герой и скрепляющий элемент всех пьес – виолончель. Ее выразительные качества здесь огромны, простираются от тишайших шорохов до экспрессивного крика.

Исполнение «Гимнов» было близко к сакральному ритуалу. Этому способствовал и приглушенный свет, который настраивал слушателей на внутреннее проживание этой музыки, своеобразную медитацию. В интерпретации МАСМ наиболее сильным для меня оказался Гимн II – аскетичный и линеарный. Шнитке исследует здесь акустическую природу двух низких музыкальных инструментов и одновременно какие-то невероятные пределы в напряжении двух музыкантов, их энергий. К виолончелистке МАСМ-ансамбля Ольге Дёминой присоединился Григорий Кротенко – специалист по современному контрабасовому исполнительству.

Серия «Гимнов» Шнитке – редкий гость в концертных программах, и, кажется, об этом цикле начали вспоминать лишь благодаря юбилейной дате – 90 лет со дня рождения композитора. Почти месяц назад «Гимны» звучали вместе с Эпилогом из балета «Пер Гюнт» на той же самой сцене в Московской филармонии. Несомненно, опусы Шнитке заслуживают такого частого к ним обращения. Это музыка сильного, но хрупкого человека. Мудрого, но готового поддаться искушениям. Музыка ангела, в котором есть нечто дьявольское.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады