«С самого начала мы видели миссию Abdrazakov Fest в том, чтобы воодушевлять и поддерживать начинающих оперных певцов. На мастер-классах, – рассказывает Ильдар, – мы выбираем талантливых молодых артистов, вместе готовим программу, репетируем, приглашаем в тур, и, пока путешествуем по городам, они продолжают получать советы от профессионалов».
В этом году маршрут проложен в те города, где проект раньше не был представлен. Новосибирск, Томск, Тобольск, Тюмень и Астрахань. «Для многих молодых артистов Abdrazakov Fest – это путевка в жизнь», – делится Марика Абдразакова, основатель и президент Фонда поддержки и продвижения молодых талантов и развития международных культурных связей.
Открытие фестиваля состоялось в Уфе, на родине прославленного баса, и прошло как приношение первому учителю, Миляуше Муртазиной. Педагог, воспитавший плеяду певцов, отметила 27 мая свое 95-летие. Из-за пандемии она не рискнула присутствовать лично, но цифровые технологии помогли не только ей увидеть из дома трансляцию, но и стать участницей вечера. А зрителям, присутствовавшим в Башкирском театре оперы и балета, удалось «пообщаться» с этой уникальной женщиной. Все было организовано с любовью и искренним желанием показать, каким редким человеком и профессионалом является Миляуша Муртазина. С экрана она рассказывала о своих звездных воспитанниках – об их первых шагах, об их способностях, говорила с юмором, теплотой в голосе, очень просто и без всякого пафоса.
«Альфия Каримова – голосок легкий, а характер тигриный», – так охарактеризовала профессор свою воспитанницу, ныне солистку Оперного театра в Астане. «Очень хороший голос, потрясающая музыкальная память. В перспективе должна быть хорошей оперной певицей», – это о Диляре Идрисовой, одной из самых ярких индивидуальностей в созвездии учениц Муртазиной. На концерте Диляра замечательно спела Вальс Джульетты из «Ромео и Джульетты» Гуно, показав, что XVIII веком (Генделем или Моцартом) ее возможности не ограничиваются. Впрочем, она уже делала вполне успешный заход и в русскую музыку в роли Марфы в «Царской невесте».
«Искусство требует жертв», – такими словами юбилярша начала рассказ о баритоне Владимире Копытове, который вначале получил совершенно другую профессию, но любовь к музыке, пению заставила его изменить свою жизнь и посвятить себя опере. И не зря – певец он вправду отличный. Владимир, только что очаровавший публику в премьерном спектакле «Дон Кихот», в гала уверенно исполнил популярную арию Роберта из «Иоланты».
Кроме учеников, среди которых были и мэтры башкирской оперной культуры Раиль Кучуков и Владимир Белов, в концерте принимали участие титулованные гости: солисты Мариинского театра Елена Стихина и Владислав Сулимский, гость из Москвы Василий Ладюк. А партнером на сцене стал Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан под управлением своего главного дирижера Дмитрия Крюкова.
Но, конечно, главное внимание было приковано к двум самым прославленным питомцам, ставшим национальной гордостью, – братьям Абдразаковым. Это был вообще такой семейный вечер: в ложе сидела их мама, Ильдар комментировал, общался с публикой и, конечно, пел. Спел арию короля Филиппа из «Дон Карлоса» Верди, а затем вышел в дуэте с Василием Ладюком, исполнив фрагмент из «Пуритан» Беллини. Аскар «перевоплотился» в хана Кончака – жестокого, но обаятельного героя оперы «Князь Игорь» Бородина. Но самыми оригинальными моментами программы стали номера, когда Аскар и Ильдар Абдразаковы выходили вместе. «Поделив» арию Гремина и немножко пересочинив слова, они трогательно объяснились в любви к Учителю и заодно продемонстрировали всем, что семейные ценности для них незыблемы. А закрепили успех и братскую дружбу в арии Базилио из «Севильского цирюльника» Россини, выбранной также с умыслом (ведь в кулуарах ее называют «о клевете»).
Эффектные театральные сценки составили последний блок концерта: все смешалось и перемешалось в куплетах Тореадора, а в дуэте «Ручку, красотка, дай мне» из «Дон Жуана» вместо одной флиртующей парочки выбежало три.
Не только академический вокал, но высокая эстрада звучала в этот вечер. Идрис Газиев, один из первых учеников Муртазиной, а сейчас и сам известный педагог, профессор, спел знаменитую песню «Музыка» Важи Азарашвили. Ее слова – «музыка – храм души, боль, смятение…» – как нельзя лучше обобщили все, что происходило на сцене. Ведь главная мысль, пронизывавшая весь концерт, это служение во имя искусства, музыки, то, чему посвятила свою жизнь Миляуша Муртазина.
«Соберите нас на свое 100-летие», – такое пожелание передал Валерий Гергиев, вышедший на видеосвязь по телефону. Что ж, остается присоединиться к этому напутствию – пусть пять лет пройдут в трудах и свершениях, чтобы было чем похвастаться и порадовать любимую Миляушу Муртазину на следующий юбилей.
А пока – в путь. В гастрольном туре участвуют Вероника Джиоева, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак и молодые вокалисты, в том числе выбранные по результатам февральских мастер-классов в Московской консерватории: Ирина Котова (сопрано), Анастасия Лерман (сопрано), Ульяна Бирюкова (меццо-сопрано), Кирилл Белов (тенор), Арсений Яковлев (тенор), Рауф Тимергазин (баритон), Дмитрий Чеблыков (баритон).