Музыка с другого берега События

Музыка с другого берега

Спектакли европейских оперных домов, ради которых стоит получить туристическую визу и отправиться в путешествие

Традиции гостеприимства: Баварская опера

Планы интенданта Баварской оперы Николауса Бахлера и музыкального руководителя театра Кирилла Петренко выглядят очень презентабельно: среди восьми новых постановок есть несколько премьер – европейских и мировых. Первая – «Снежная королева» современного датского композитора Ханса Абрахамсена (на фото ниже). Бегло пролистывая перечень предстоящих продукций сезона, можно ненароком принять ее за спектакль к детскому утреннику. В заблуждение вводит и глумливый стиль промороликов, разработанный для театра канадским мастером по GIF‑анимации Джеймсом Керром: типажи, заимствованные им у живописцев эпохи Возрождения, помещены в порабощенную гаджетами бытовую среду наших дней. И все же речь идет о серьезном проекте, который вызревал около пяти лет. Привлекательности ему добавляет участие Барбары Ханниган, постоянной музы Абрахамсена. После феноменального успеха монодрамы «Let me tell you» для сопрано с оркестром (вокальный цикл был выпущен на лейбле Winter&Winter) композитор задумал написать для голоса Ханниган оперную партию.

Собственное либретто Абрахамсена, тщательно отредактированное музыковедом Хенриком Энгельбрехтом, – это свободная поэтическая вариация на тему сказки-притчи Ханса Кристиана Андерсена о ледяном сердце, «путешествие вглубь человеческой души». «Снежная королева» будет представлена в двух разных версиях: мировую премьеру сыграют на родине автора – в Королевском оперном театре в Копенгагене, а англоязычную – в Мюнхене (21 декабря). Ханниган споет Герду, ее напарницей – Каем – станет американка Рэйчел Уилсон, меццо-сопрано. Партия Снежной королевы (и в этом, пожалуй, тоже есть интрига!) – мужская и доверена британскому басу Питеру Роузу.

Вторая новинка – «Семь смертей Марии Каллас» (11 апреля 2020), эксклюзивная продукция Баварской оперы и художницы-перформансистки Марины Абрамович. Воссоздавая сценические трагические финалы героинь, сыгранных великой примадонной XX века, Абрамович документально дополняет их галерею событиями, произошедшими в Париже 16 сентября 1977 года. Музыкальное единство оперы призван создать молодой сербо-германский композитор Марко Никодиевич, чья карьера идет в гору семимильными шагами (к примеру, Симфонический оркестр Берлинского радио объявил его своим резидентом в сезоне 2019/20, а значит, что его имя неоднократно появится в фирменных немецких программах Владимира Юровского).

Другие новинки сезона в Мюнхене – «Мертвый город» Эриха Корнгольда с Йонасом Кауфманом в главной партии (18 ноября), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока в постановке Кэти Митчелл (1 февраля 2020), редкая, долго остававшаяся в забвении опера Верди «Разбойники» (8 марта 2020) – также заслуживают внимания.

Национальная Парижская опера

Что русскому хорошо, то в Париже c’est la vie: Парижская опера

Успешность любой постановки косвенно подтверждается желанием театра заполучить продукт из той же «линейки», равноценный или даже превосходящий предыдущий по коммерческим показателям. Поэтому вслед за прошлогодним «Борисом Годуновым», с блестящей командой певцов (Ильдар Абдразаков в титульной партии) и довольно зыбкой и даже ходульной режиссурой Иво ван Хове, театр представит еще одну русскую классическую оперу – «Князь Игорь» Бородина (25 ноября). Во главе процесса – вновь представители разных музыкальных традиций: Филипп Жордан в оркестровой яме и Барри Коски в режиссерском кресле. «Это потрясающее эпическое произведение, колоссальное по своему масштабу, – говорит Коски. – О чем это сочинение? На мой взгляд, здесь несколько общечеловеческих тем, таких как вопрос национальной идентичности, вероисповедания; личность и обступившая ее война; взаимоотношения между мужчиной и женщиной; поиски смысла жизни в ужасном окружающем мире».

Состав исполнителей – сплошь славяне, с явным русским преимуществом: Игоря споет Евгений Никитин, Ярославна – Елена Стихина, Галицкий – Дмитрий Ульянов, Кончак – Дмитрий Иващенко, Овлур – Василий Ефимов. Будет ли это общеизвестная редакция Римского-Корсакова и Глазунова, или же Жордан выберет авторскую версию – пока неизвестно.

Главная же приманка для парижской публики принадлежит к нордическому генотипу, и, судя по отзывам блогеров, не многие этому искренне рады: после недолгого отсутствия возвращается тетралогия Вагнера (вторая за десятилетие). Именно на скандинаво-германский эпос сделана главная ставка в сезоне, последнем для нынешнего интенданта – Стефана Лисснера. «Кольцо Нибелунга» для любого театра связано в первую очередь с непомерными инвестициями в производство, абсолютной мобилизацией всех цехов, сложностью кастинга солистов. Поэтому закономерно решение поделить цикл на более крупные части: к апрелю 2020-го Парижская опера отрепетирует «Золото Рейна» (режиссер всего «Кольца» – Каликсто Биейто), в мае – покажет «Валькирию». После летних каникул, в октябре, в афише появится «Зигфрид». А после выпуска «Гибели богов» театр намерен дважды представить весь цикл «Кольца» в формате недельного фестиваля. Абонемент на такой праздник истинного вагнерианца будет включать в себя соответственно четыре билета, а также напитки и закуски (до начала «Золота Рейна» и в антрактах «Валькирии», «Зигфрида», «Гибели богов»).

Баварская опера

Сила привычки: Ковент-Гарден

Королевский оперный театр продолжает следовать универсальным курсом, учитывая вкусы самой обширной аудитории: в сезоне 2019/20 будут и образцы исторически ориентированного исполнительства («Агриппина» Генделя – с Джойс ДиДонато), и неизбитые шедевры, сценическое воплощение которых – всегда событие («Смерть в Венеции» Бриттена), и великая музыка композиторов Восточной Европы («Енуфа» Яначека – с дебютанткой в Ковент-Гардене – Асмик Григорян), и проверенная временем классика.

Состав исполнителей по-прежнему играет важную роль. Так, кроме упомянутой Григорян в Ковент-Гарден приглашена еще одна восходящая звезда мировой оперы – Лиз Давидсен (на фото выше). Лирико-драматическое сопрано из Норвегии – победительница конкурса Пласидо Доминго Operalia и Queen Sonja Competition в 2015 году. Рецензенты первого диска Давидсен, выпущенного на Decca, не смогли припомнить столь впечатляющего аналогичного дебюта в таком весомом репертуаре, как музыка Вагнера и Штрауса (рецензию на CD можно найти на стр.126). Их утверждение, что подобные Давидсен певицы появляются раз в поколение, кажется не безосновательным.

В Королевской опере Давидсен заявлена в одной постановке с Йонасом Кауфманом – «Фиделио» (1–17 марта), что по умолчанию дает спектаклю все шансы на sold out.

Ковент-Гарден

Желания и возможности: Немецкая государственная опера и Комише опер Берлин

Сразу двум театрам германской столицы удалось заполучить в сезоне 2019/20 Владимира Юровского. Дирижера с нетерпением ждут на посту музыкального руководителя в Баварской опере через три года, но перед этим он сможет, не покидая Берлина, осуществить несколько значимых театральных проектов.

Юровский давно нацеливался на «Хованщину», и после парижского «Бориса Годунова», упомянутого выше, его желание подвести некие промежуточные итоги в изучении наследия Мусоргского кажется вполне логичным и оправданным. Участие в постановке режиссера Клауса Гута, напротив, вызывает неоднозначную реакцию, памятуя о его задумке превратить пуччиниевскую «Богему» в космическую одиссею. Вопрос редакции также нуждается в уточнении: в Немецкой государственной опере будет представлена «Хованщина» в версии современного венгерского музыковеда Яноша Бойти, с финалом, написанным Стравинским.

Сотрудничество Юровского с Комише опер и приглашение его на постановку «Бассарид» Ханса Вернера Хенце по драме Еврипида «Вакханки» (13 октября) – вероятно, инициатива Барри Коски. Сильная сторона этого тандема в том, что даже когда он не питается общностью взглядов, ему присуще аргументированное обсуждение идей и взаимное уважение, поэтому каждый спектакль Юровского и Коски отличает завершенность, спаянность музыкального прочтения с режиссерскими доводами. «Бассариды», написанные Хенце в 1966 году по заказу Зальцбургского фестиваля, могут представлять интерес для Юровского и как сочинение, принадлежащее музыкальной эстетике 60-х годов, и как пример извечного конфликта дионисийского с аполлоническим.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»