Музыкальная галерея из Лувра События

Музыкальная галерея из Лувра

Легендарный французский ансамбль «Музыканты Лувра» под руководством своего основателя Марка Минковского выступил 9 февраля 2022 года в московском Концертном зале имени П.И.Чайковского с программой «Жан-Филипп Рамо. Воображаемая симфония с голосом».

Этот великолепный концерт мог бы показаться сугубо развлекательным, если бы не вполне серьезные и благородные цели, которые он преследовал. В нашей стране традиция исполнения опер Люлли, Рамо и их современников фактически отсутствует. Величие Рамо скорее принято принимать на веру, чем восхищаться им так же непосредственно, как мы восхищаемся гением Баха, Генделя или Моцарта. Конечно, в эпоху интернета нетрудно найти любые записи, и «Музыканты Лувра» – отнюдь не единственный ансамбль, специализирующийся на старинном французском репертуаре. Однако звучание музыки в концертном зале создает важный опыт ее чувственного коллективного переживания и встраивания в иной исторический контекст.

Усилиями Марка Минковского многие оперы Рамо воскресли из небытия, а некоторые стали даже популярными (гротескно-сатирическая «Платея»). Минковский – не просто выдающийся дирижер, а харизматический шоумен, способный превратить в пылких поклонников французского барокко даже тех слушателей, которые раньше не подозревали о том, насколько это искусство живое, красочное и зажигательное, а стало быть, остросовременное. В 2005 году вышел в свет альбом «Рамо. Воображаемая симфония», куда были включены самые лакомые оркестровые фрагменты из разных опер. Успех этого диска побудил Минковского и «Музыкантов Лувра» продолжить свой развлекательно-просветительский проект программой «Воображаемая симфония с голосом», куда вошли и вокальные сцены из опер Рамо с участием баритона Тома Долье.

Тщетно было бы искать в этой программе какую-то строгую сюжетную или хронологическую логику. Перед нами – свободная игра музыкально-художественных ассоциаций, которая вполне соответствует духу эпохи барокко с ее любовью к причудливому смешению фантастического и реального, бытового и возвышенного. Программа концерта напоминала прогулку по залам и галереям Лувра – сокровищ там столько, что познакомиться со всеми сразу заведомо невозможно, так что приходится выбирать, иногда совершенно произвольно. Вот броская картина маслом  (увертюра к героической опере «Кастор и Поллукс»), вот нежнейший акварельный пейзаж (рондо для флейты и струнных из оперы «Зороастр»), вот серия полотен на экзотические темы (танцы из оперы-балета «Галантные Индии» и сцена празднества инков в честь Солнца), вот многофигурное панно с эпизодами охоты (фрагменты из пасторали «Акант и Цефиза»), вот экспрессивный портрет страдающего героя (монолог Антенора из оперы «Дардан»), вот оживающая на наших глазах статуя (сарабанда из «Пигмалиона»), вот большое полотно на мифологический сюжет (фрагменты из «Кастора и Поллукса»).

Экскурсоводом по музыкальной галерее Лувра стал сам Марк Минковский, выступивший еще и как конферансье (на английском языке, но с приветствием и прощанием по-русски). Тем, кто не владеет английским, помог ориентироваться чрезвычайно содержательный текст буклета, составленный Сергеем Ходневым. Если танцевальные или картинно-живописные пьесы отлично слушались даже вне контекста, то для адекватного восприятия вокальных эпизодов требовалось вникнуть в ситуации. Тома Долье, обладатель звучного, гибкого и темброво богатого баритона, создал образы весьма различных персонажей: трясущегося от страха Оркана – охранника пленной принцессы из комедии «Паладины», мрачно-величественного вождя инков Уаскара из оперы-балета «Галантные Индии», безнадежно влюбленного царя Антенора из трагедии «Дардан», полубога Поллукса, готового на смерть ради брата, из трагедии «Кастор и Поллукс». Эти драматические сцены выигрышно оттеняли энергичную жизнерадостность или поэтическую мечтательность инструментальных номеров.

Термин «симфония» в названии программы следует понимать в самом обобщенном смысле, как «созвучие», «согласие», «сочетание», а не как обозначение музыкального жанра, сложившегося в Италии и Германии в 1750-х годах. Рамо был творчески активен до самого конца своей долгой жизни (он умер в 1764-м, немного не дожив до 81 года), так что ранние симфонии Гайдна и Моцарта создавались одновременно с поздними операми Рамо. Сам Рамо симфоний не писал. Однако в его операх оркестр играет ничуть не меньшую роль, чем певцы-солисты и хор. Оригинальная звуковая палитра Рамо сверкает самыми невероятными красками. Приемы, характерные для французского барокко (эффектные унисоны струнной группы, переклички струнных с ансамблем гобоев и фаготов, нежное сочетание флейты и скрипок, использование ударных в энергичных танцах), сочетаются с новшествами и пряными изысками. Так, в партитуру «Аканта и Цефизы» (1751) Рамо ввел кларнеты – этот инструмент использовался тогда крайне редко, а в охотничьем эпизоде композитор применил не только валторны, но и звукоподражательные эффекты (выстрелы и лай собак). Для великого композитора в искусстве не было недостойных тем: в начале увертюры к «Аканту и Цефизе» он звуками изобразил момент рождения принца-наследника (произведение было создано именно по такому поводу). Излюбленные французские танцы могли принимать любой характер, от предельно утонченного (мюзет из «Рождения Осириса», сарабанда из «Пигмалиона») до воинственно-грубоватого (тамбурины спартанцев из «Кастора и Поллукса») и откровенно варварского (танец африканцев и гавот инков из «Галантных Индий»).

Концерт проходил в одном отделении, однако Марк Минковский оказался щедрым на бисы: их было четыре. Помимо двух номеров из уже прозвучавшей программы (монолог Антенора и сцена охоты из «Аканта и Цефизы»), прозвучали пьесы, давно ставшие шлягерами: рондо «Дикари» из «Галантных Индий» (здесь маэстро дирижировал еще и залом, регулируя громкость, плотность и ритм аплодисментов) и лирическое антре музы Полигимнии из оперы «Бореады» – образец чистой и возвышенной красоты.

Безупречное мастерство «Музыкантов Лувра» – фирменный знак этого ансамбля, составленного из солистов-виртуозов. Но в данной программе особенно отличились исполнители на духовых инструментах: флейтисты (чудесно солировала Анни Лафлам), гобоисты, фаготисты и валторнисты. Для французского барочного оркестра присутствие четырех гобоев и четырех фаготов – норма, и все-таки каждое вступление этих тембров радовало глаз и слух. Приятным сюрпризом оказалось участие в концерте наших артистов: фаготиста Михаила Шиленкова и валторниста Федора Ярового.

Концерты, подобные «Воображаемой симфонии с голосом», не только доставляют огромное удовольствие. Многим слушателям они открывают новый мир. За интересом приходит любовь, за любовью – познание. Творчество Рамо достойно и любви, и познания.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»