Музыкальная летопись События

Музыкальная летопись

В Нижегородской консерватории состоялась мировая премьера кантаты «Сказ о Козьме Минине и граде Нижнем Новгороде»

Выбор места для мировой премьеры сочинения петербургских авторов Антона Танонова и Сергея Екимова связан в первую очередь с его сюжетом и подкреплен несколькими значительными нижегородскими музыкальными датами. Во-первых, исполнение приурочено к 150-летнему юбилею с момента основания Нижегородского музыкального училища имени М. А. Балакирева, то есть фактически к моменту формирования профессионального музыкального образования в Нижнем Новгороде, которое берет начало с открытия музыкальных классов Императорского русского музыкального общества в 1873 году. Спустя некоторое время на их основе было создано Нижегородское музыкальное училище. Потому неслучайно, что одним из участников мировой премьеры стал Хор Нижегородского музыкального училища (художественный руководитель – Елена Понюхова).

Еще одна важная дата, которая не отмечена в афише, но негласно тоже стала мотивом к премьерному исполнению кантаты в приволжской столице, это пятидесятилетний юбилей, который в нынешнем году отмечает великолепный коллектив – Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород» (художественный руководитель и главный дирижер – Иван Стольников). Именно он и стал главным героем вечера.

В кантате разворачивается четырехвековая музыкальная летопись от рождения в 1221 году Нижнего Новгорода до воззвания Козьмы Минина к нижегородцам и изгнания польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году войсками народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

В 1811 году подобный сюжет стал основой первой русской оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», которая вышла из-под пера крепостного композитора графа Николая Шереметева Степана Дегтярева. Почти забытая в двадцатом столетии, оратория вновь обрела свой звуковой образ в веке двадцать первом. 4 ноября 2012 года, в День народного единства, она прозвучала в Московском Доме музыки силами Московского камерного оркестра Musica Viva, хорового ансамбля и Российского рогового оркестра.

Новое сочинение имеет более сложный жанровый профиль. Сохраняя общий эмоциональный тонус крупной ораториальной формы, кантата обогатилась художественным словом, элементами хорового театра, инструментального опуса. Ведет слушателей по тернистому пути древнерусской истории летописец – один из героев кантаты (чтец – Константин Кибардин). Каждая часть открывается его рассказом об исторических событиях. По замыслу автора либретто поэта Дмитрия Дарина, для большей исторической аутентичности он использовал фрагменты текстов древнерусских литературных памятников: Лаврентьевской и Никоновской летописи, «Плача о пленении и о конечном разорении Московского государства». По его словам, важно донести до слушателей дух, царивший в Нижнем Новгороде во времена Смуты: «Объяснение этому нужно было дать в ретроспективе, при этом не изменяя летописной форме, но и не повторяя летопись. Это многочастное произведение, стилизованное под исторический жанр, в котором соединились музыка и слово».

Творческий союз Антона Танонова – автора музыки первой половины кантаты, ее драматургического зачина (1-4 номера) – и Сергея Екимова, написавшего вторую часть композиции (5-7 номера), представил слушателям впечатляющий музыкальный результат. А авторскому трио удалось достичь главного – воплотить в кантате русский духовный код. Здесь в органичном художественном синтезе соединились эпос и русское былинное начало, образы монашеского служения и горячей молитвы, духовного откровения и готовности к самопожертвованию, молодецкой удали, непреклонной христианской веры и, конечно, мотивы колокольного перелива.

«Сказ о Козьме Минине и граде Нижнем Новгороде» – разноплановое по музыкальному языку, театрально-зримое сочинение, которое захватывает слушателей звукоизобразительной картиной строительства нового города «Ставьте церквы да дворы» (2 часть); привольным пейзажем четвертой части «Волга – вечная сила Руси» (ярко контрастные, они особенно удались Антону Танонову); леденящим душу динамически усиливающимся хоровым криком «Смута! Смута! Смута!» (5 часть).

Наиболее сложна по смысловому решению шестая часть кантаты – «Три свечи», которые олицетворяют судьбы трех русских людей: святого преподобного Сергия Радонежского и двух патриотов России – Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Здесь на фоне проникновенного соло сопрано (Алёна Петрова) ведет свой рассказ о событиях 1612 года летописец. Особое место в этой части занимает стоящая будто особняком и сопровождаемая единичными ударами колокола «Молитва перед Казанской иконой Богоматери».

В создании «музыкальной летописи» наряду с хором важнейшим участником музыкальных «событий» стал инструментальный ансамбль: в нем выделялась партия баяна в исполнении ректора Нижегородской консерватории Юрия Гуревича. Именно на этого артиста ориентировался композитор, выбирая инструментальный состав. Другие важнейшие тембры кантаты – домра (Кристина Фиш), бас-гитара (Иван Гомырев) и ансамбль ударных инструментов (художественный руководитель – Игорь Кораллов).

Сочетание и баланс всех участников большого исполнительского состава комментирует один из авторов, Сергей Екимов: «Работа над кантатой шла довольно быстро: я сразу понял, где будет хор, где – чтец, затем продумал инструментальный ансамбль. Я понял, что он должен быть обязательно с баяном и домрой. Они подчеркивают русское начало, возрождают атмосферу времени, о котором идет речь в кантате. Звучание баяна местами очень похоже на органное (особенно в пятой части “Смута”). Для финала кантаты нужна большая группа ударных, которая решает в музыке очень многое».

Возвращением из летописного времени в современность стала завершающая часть сочинения. В музыкальном решении финал «У России любых времен» – собирательный образ походного марша, характерной приметы русской армии от Петровского времени и до наших дней. Это самая демократическая по языку и узнаваемая по интонационным оборотам, в том числе советских патриотических песен, часть опуса.

Мировая премьера нового сочинения стала духоподъемным событием, она объединила сцену и слушательскую аудиторию, была сыграна и спета на мощном эмоциональном подъеме. Сочинение кантаты и ее исполнение стало не только музыкальным, но и социально-общественным жестом ее авторов. Сочинение «говорит» об актуальных событиях современности «языком» истории. Вспомним легендарную максиму Мусоргского: «Прошлое в настоящем». Важно, что прошлое трактовано в сочинении без преувеличенного пафоса и патетики, с чувством меры и искреннего уважения к национальной памяти.

Боккаччо, Гоголь, маскарад… События

Боккаччо, Гоголь, маскарад…

На Новой сцене Большого театра с большим размахом прошли гастроли Свердловской музкомедии

Домра как центр мироздания События

Домра как центр мироздания

В Тамбове прошел V фестиваль Prima Domra

Чайковский, кажется, лишний События

Чайковский, кажется, лишний

Димитрис Ботинис впервые выступил с АCО Петербургской филармонии как его худрук и главный дирижер

Муки французские, сны русские События

Муки французские, сны русские

Фестиваль РНО завершили раритеты Мессиана, Капле и Дебюсси