Мягкая, с железным стержнем События

Мягкая, с железным стержнем

Большой театр чествует своего юбиляра – народную артистку СССР Светлану Адырхаеву

В грандиозном гала в честь балерины из плеяды «золотого века» Большого театра участвовали ученицы Светланы Дзантемировны и танцевальные коллективы из родной Осетии.

Жизненный путь артистки начался в маленьком северо-осетинском селении Хумалаг. По словам Адырхаевой, она, как и все дети на Кавказе, не успев родиться, уже пела и танцевала. В 1946 году в Северную Осетию прибыла в поиске талантливых ребят группа преподавателей классического танца Ленинградского хореографического училища, в котором была великолепно организована работа с национальными кадрами. Известный педагог младших классов Варвара Мей, ученица легендарной Вагановой, лично отобрала восьмилетнюю Светлану. На поезде «счастливый случай» ее увезли в Вагановское училище. Именно у Мей Адырхаева постигала азы классического танца. Почти не говорила по-русски, была младше своих одноклассников, но оказалась сызмальства «крепким орешком». Еще ребенком Адырхаева проявляла бойцовский характер. Ее определили в танцевальную группу мышей в «Щелкунчике», она же категорически отказалась: «Мышей танцевать не буду!» В старших классах ей посчастливилось учиться у другой ученицы Вагановой Елены Ширипиной. Выпуск 1955 года готовили к открытию нового театра в Орджоникидзе. Худруку балетной школы Федору Лопухову, симпатизировавшему «черкешенке» (так Лопухов называл Адырхаеву) и желавшему ее оставить в Ленинграде, сделать этого не удалось: министерство не разрешило разъединить национальную группу. Театр же в Осетии не успели достроить, и всех осетин отправили открывать Театр оперы и балета в Челябинске.

Здесь семнадцатилетняя Светлана стала сразу ведущей балериной и исполнила Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». Потом был Одесский театр оперы и балета. Но судьбу ее решила декада осетинского искусства и литературы в Москве, где 22-летнюю Светлану Адырхаеву заметила Галина Уланова. И уже 11 сентября 1960 года молодая балерина дебютировала на сцене Большого театра с Николаем Фадеечевым в «Лебедином озере». И «зубры» Большого ее приняли. Ей повезло: всю свою артистическую жизнь она провела в классе Марины Семеновой, а партии готовила с Галиной Улановой. Ее обширный репертуар включал главные роли в балетах «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Бахчисарайский фонтан», «Гаянэ», «Индийская поэма», «Любовью за любовь», «Спартак», «Легенда о любви», «Каменный цветок». Балетмейстер Юрий Григорович всегда зорко высматривал талант и индивидуальность. В Адырхаевой ему нравились хорошая школа, отменная балеринская форма, привлекала восточная пластика и актерский темперамент. Он выбрал ее на роль Мехменэ Бану в «Легенде о любви» вместе с Майей Плисецкой, а на партию Эгины в «Спартаке» – вместе с Ниной Тимофеевой. Эти роли стали ее коронными. В партии Мехменэ Бану Адырхаева царственно передавала пропасть чувств от затаенной глубины переживаний до взрыва отчаяния. И гармонично соотносила властность и женственность своей героини. Позировки в танце ее обольстительной Эгины в «Спартаке» пластически перекликались с фресками Древнего Рима. А хорео­графически она с филигранной аутентичностью передавала стиль Григоровича, добавляя свою природную манкость и восточное изящество.

Сегодня в Большом театре Светлана Адырхаева педагог-рекордсмен по количеству учениц. В ее классе, который она дает каждое утро, свободных мест у палки нет. А две прима-балерины Екатерина Крысанова и Анастасия Сташкевич готовят все партии под ее руководством с первых шагов работы в театре. Екатерина Крысанова признается в любви своему наставнику: «Мне очень комфортно работать со Светланой Дзантемировной, с ней никогда не бывает скучно. Она находит для меня новые краски, новые нюансы, что-то усложняет. У нее прекрасный вкус. Она мягкая, но с железным стержнем. Может направить, заставить, приснять корону…»

Руководитель балетной труппы Большого Махар Вазиев об Адырхаевой отзывается с восхищением: «Светлана Дзантемировна своим талантом, своим трудом достигла самых высоких результатов и стала признанной балериной. Она – одна из самых главных страниц культурной жизни не только нашей республики, но и нашей страны и вообще мирового балета. Поэтому она – наше всё».

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»