Количество участников «Маски» с каждым годом все увеличивается, но за счет коллективов драматических. Признаем неприятный факт, что среди спектаклей, выдвигаемых на конкурс, становится все меньше музыкальных. Очень заметно также и сужение жанровых рамок музыкального театра. Так, в конкурсе «Золотой Маски» 2019 года в разделе «Оперетта/мюзикл» впервые полностью отсутствуют спектакли оперетты. Ни один музыкальный театр России не привез в Москву оперетту – ни классическую, ни венскую, ни нововенскую, никакую. Тенденция, однако…
Итак, мюзиклы. Не ввергаясь в подробное рецензирование спектаклей, постараемся все же эту тенденцию проанализировать, а также особенности показанных постановок или их отсутствие, что тоже показательно. Самой заметной особенностью в этом году стало желание музыкальных театров самим создавать произведения для своего коллектива, что означает плотную работу с авторами – композиторами, либреттистами, поэтами. В результате в активном репертуаре музыкальных театров появилось немало новых произведений в жанре мюзикла, конечно, разного уровня качества, за который театр нес ответственность наравне с авторами.
Показ мюзиклов на фестивале открыл спектакль Красноярского музыкального театра «Винил». Его авторы – композитор Евгений Загот и либреттист Карина Шебелян (стихи Валерии Захаровой) взяли тему, известную как борьба в СССР с так называемыми «стилягами» в конце 50-х годов прошлого века. Но автор идеи произведения Ольга Исупова-Долинская с авторами либретто обострили фабулу, добавив в сюжет тему всесилия «органов» и их бесчеловечных методов борьбы с инакомыслием, пренебрежением и человеческими, и юридическими законами.
Постановщик спектакля Николай Покотыло в содружестве со сценографом Юрием Наместниковым создали праздничную атмосферу Всемирного фестиваля молодежи, проходящего в Москве в 1957 году. Именно к этим волнующим дням всеобщего молодежного братания, радостного для советских юношей и девушек, и ненавистного мрачным и подозрительным «органам», относится действие мюзикла, включающего и лирическую линию, и выразительные массовые сцены. Именно эпизоды фестивальных шествий, демонстраций и танцев оказались наиболее яркими и красочными в спектакле красноярцев. Недаром к ним относятся и самые запоминающиеся номера партитуры композитора Евгения Загота. Их мастерски провел Валерий Шелепов, получивший за спектакль «Винил» «Маску» как лучший дирижер в разделе «Оперетта/мюзикл».
Определенная «плакатность» постановочного решения отразилась и на некоторой примитивности текстов, особенно стихотворных. Этот недостаток, в большей или меньшей степени, оказался свойственным всем мюзиклам, что создавались самими театрами. Эта тенденция заметно сказалась на масштабном, солидно задуманном спектакле «Граф Монте-Кристо» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Его авторы – композитор Фрэнк Уайлдхорн и либреттист Джек Мёрфи, вступив, можно сказать, в «творческое соревнование» с самим месье Дюма, внесли в хрестоматийно известный и любимый сюжет неожиданные новации, например, сделав оружием графа Монте-Кристо банковские и биржевые спекуляции. Несчастного и благородного аббата Фариа они сделали дурашливым клоуном, а незаметного матроса Джакопо возвысили до положения друга и наперсника графа, изложив его устами в одной фразе добрую половину важных событий сюжета. В довершение слабостей либретто, очень уж слабыми оказались стихотворные тексты вокальных номеров. Что касается вокалистов, то они в спектакле петербуржцев были на высоте, а исполнительница введенного в спектакль нового персонажа – Луизы Вампа – Агата Вавилова получила «Золотую Маску» за лучшую роль второго плана. Как и большинство постановок этого театра, «Монте-Кристо» отметился прекрасной сценографией и яркими костюмами.
Еще один театр из Петербурга, «Карамболь», показал на фестивале сказку «Двенадцать месяцев». Этот небольшой театр уже не раз привозил в Москву интересные спектакли, отличающиеся и качеством драматургического материала, и сценической культурой. Можно было бы сказать те же слова и о «Двенадцати месяцах», с симпатичной музыкой Ирины Брондз и либретто Льва Яковлева, если бы не досадные просчеты в драматургии второго акта. А в нем неожиданно исчезла активно заявившаяся в действии Ворона, потом что-то совсем невнятное происходило с важным по сюжету Колечком. И опять-таки, очень уж примитивными были стихотворные тексты вокальных номеров.
А в целом спектакль театра «Карамболь» (режиссер Антон Оконешников) был удачным, красочным, с хорошим актерским исполнением и основных, и эпизодических ролей.
Один из лидеров среди музыкальных театров России – Свердловский театр музыкальной комедии из Екатеринбурга, отметивший недавно свое 85-летие, обладатель солидной коллекции «Золотых Масок» за спектакли прежних лет, и в этом году достойно представлен на конкурсе. Но, в отличие от других коллег, он обратился к давнему мюзиклу, чуть ли не к классике жанра, «Орфею и Эвридике» Александра Журбина. Этот мюзикл, или скорее рок-опера сорокалетней давности, получила в спектакле уральского театра новое рождение и новое прочтение.
Став «Орфеем & Эвридикой» в руках Кирилла Стрежнева, мюзикл перенесен в неопределенное время действия. Эта «вневременность» позволила переосмыслить первоначальную идею пьесы, показав не трагедию личности, а драму поколения. Либретто, принадлежащее перу патриарха драматургии Юрия Димитрина, отличает большой вкус и даже некоторая изысканность текста и стихов. Музыка Александра Журбина, некогда бывшая событием, хотя и выдержала проверку временем, но по сравнению с его сегодняшними творениями кажется несколько старомодной. На прекрасном уровне музыкальная часть спектакля под руководством дирижера Бориса Нодельмана. Недаром «Маску» за лучшую женскую роль получила исполнительница партии Эвридики Юлия Дякина, а за лучшую мужскую – Игорь Ладейщиков – Харон.
Наконец, о победителе в разделе «Оперетта-мюзикл/Спектакль». Им стали «Римские каникулы» Новосибирского музыкального театра. Этот коллектив под руководством Леонида Кипниса настойчиво ищет свой репертуар, пробует, экспериментирует. На этот раз он обратился к сценарию известного кинофильма, поручив создание мюзикла композитору Андрею Кротову и либреттисту Нонне Кротовой. Честно говоря, ни музыка, ни пьеса не являются чем-то особо выдающимся, однако спектакль получился ярким, задорным, динамичным, с хорошими актерскими работами. Это заслуга молодого режиссера Филиппа Разенкова, недавнего выпускника ГИТИСа. Он и получил «Золотую Маску» как лучший режиссер в оперетте/мюзикле.