На 55-м году ушел из жизни композитор Павел Карманов

24.11.2024
На 55-м году ушел из жизни композитор Павел Карманов

Он не дожил до 55-летия всего три месяца, и есть в этом нечто символичное – круглые пятерки были редки в его биографии. Он предпочитал «взрывать» мирное течение жизни, идти своим путем, не считаясь с модой и мнением авторитетов. Как он рассказывал в одном из многочисленных интервью, «я не выбирал своей судьбы, ноты научился раньше писать, чем буквы. К семи годам я уже писал какие-то пьески. Сначала мама записывала своей рукой, потом я. Это были совсем легкие пьесы. Был хит — пьеса “Волк съел козлика”. Потом пьесы стали более развернутые. Я написал даже набросок симфонии. Мамины однокурсники сказали, что нужно бы, наверное, отправить эти детские записи в Москву Дмитрию Борисовичу Кабалевскому — он был очень знаменитым преподавателем, секретарем Союза композиторов: в то время это было очень круто, почти как генсек. Кабалевский разразился большим письмом, что все нужно бросать и ехать в Москву учиться музыке — ребенок талантливый. Мама так и поступила: бросила работу, поменяла новосибирскую квартиру на комнату на окраине города Серпухова — два часа от Москвы на электричке».

Потом была ЦМШ, Московская консерватория, любовь к джазу, The Beatles, минимализму и в целом – к красивой музыке. «Когда я открыл для себя минимализм, я стал писать пьесы, которые все были под условным названием «ре мажор». Ре мажор — это особая тональность. Говорят, что в современной темперации терция ре- и фа-диез — особенно широкая терция, за что эту тональность очень любили композиторы — от Баха до Денисова — и свои главные произведения заканчивали в ре мажоре.

А я одно время писал только в ре мажоре и больше ни в какой тональности. Потом я начал писать в других тональностях и все равно называл это «ре мажор». Например, у меня есть «ре мажор» в си-бемоль миноре с пятью бемолями…»

С 1996 года – член Союза московских композиторов. В числе интерпретаторов его музыки пианист Алексей Любимов, альтист Юрий Башмет и оркестр «Новая Россия», виолончелист Борис Андрианов, Оркестр без дирижера ПЕРСИМФАНС, Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ), Ансамбль духовной музыки «Сирин», московский «Opensoundorchestra» Станислава Малышева, ансамбли «Seattle Chamber Players», «Calidore String Quartet» и ОДЕОН-квартет (США) и многие-многие другие.

Также Павел Карманов в течение 17 лет писал музыку к рекламе, к кино (в его фильмографии музыка к х/ф «Большой» В. Тодоровского, «Солдатский декамерон» А. Прошкина, «Гольфстрим под Айсбергом» Е. Пашкевича «Арена» («Гладиатрикс») Т. Бекмамбетова, ряда сериалов), играл в группе «Вежливый отказ». В 2016 году создал новую редакцию оперы Бородина «Князь Игорь» для постановки Юрия Любимова в Большом театре России.

Свое кредо Павел Карманов сформулировал так: «Моя музыка – это отображение жизни. Если у меня плохое настроение, я буду скорее всего писать грустную музыку в миноре и о чем-то плохом. У меня когда-то была теория, что любой диссонанс должен быть обязательно оправдан. Меня всегда смущало, что современные композиторы пишут страшную диссонантную музыку, и мне казалось, что это неправильно, что негатив и без того в нашу жизнь врывается на каждом шагу – достаточно выйти на Ленинградский проспект, и тут же ты попадаешь в жуткое поле диссонанса, из которого хочется убежать в лес и забиться в избушку. А я хочу писать музыку, чтобы порадовать человека. Мне хочется отпустить слушателя домой в хорошем настроении, чтобы ему жить было легче, а не тяжелее. Большинство современных композиторов пишут кошмарный скрежет, который только давит на простую публику. А я пишу для водителя троллейбуса. Он меня волнует гораздо больше, чем профессор из консерватории».

Светлая память и соболезнования его семье и близким.