Именные конкурсы всегда имеют особую идею, связанную с индивидуальностью того или иного артиста. Конкурс Тевлина – не исключение. Когда состязание проходило в первый раз, четыре года назад, ректор консерватории А. С. Соколов отметил в своем приветствии: «Все присутствуют при рождении в стенах Московской консерватории прекрасной традиции, которая есть продолжение великой подвижнической деятельности мастера – Бориса Григорьевича Тевлина. Он был счастливым человеком, поскольку всё, что задумал, он сделал: создал Камерный хор, возглавил знаменитый хор имени Свешникова, придав ему новую поступательную энергию. Когда прервался его земной путь, оказалось: главное, что он сделал, – воспитал своих учеников и последователей. Этот конкурс – тому явное свидетельство». И действительно, инициатором и двигателем проекта стал ближайший помощник, ученик Б. Г. Тевлина, а ныне сам уже декан, профессор, художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории Александр Соловьёв. Мы попросили его прокомментировать концепцию состязания: «Мы постарались задать самую высокую профессиональную планку для его участников. Ибо профессор Тевлин всегда в своей деятельности стремился к максимально высокому художественному результату и ставил сложные задачи, подчеркивая, что «надо преодолевать себя в профессии – только тогда ты сможешь достигнуть успеха и в творчестве, и в жизни». Участников, жюри и слушателей ждали интересные испытания. На первом туре конкурсанты играли на рояле по выбору жюри одно из трех заявленных сочинений, чтобы продемонстрировать свое владение игрой на фортепиано и умение читать партитуры. Без них дирижер, по мнению корифея хорового дела Николая Данилина, «не может в полной мере прочувствовать партитуру и передать ее детали». Я полностью с этим согласен: современный хормейстер обязан обладать не только широким бэкграундом, мануальной дирижерской техникой, но и умением сыграть любое сочинение на фортепиано. Круг авторов серьезный – либо Б. Бриттен, либо К. Пендерецкий, либо Р. Щедрин. Затем конкурсанты дирижировали сочинением для хора a cappella. На втором туре была крупная кантатно-ораториальная форма. А на третьем этапе конкурсанты показывали свои практические навыки управления хором: убедить за короткий промежуток времени, что способны добиться поставленных ими самими исполнительских целей, показать содержательность интерпретации».
Оценивало молодые таланты международное жюри под председательством заведующего кафедрой хорового дирижирования МГК Льва Конторовича (Россия) и, судя по всему, не нашло достойного лидера. Первая премия не была присуждена, а второе место поделили Се Сыюнь (КНР/Тайвань) и выпускница Московской консерватории Наталья Нефёдова – обе яркие, волевые, умеющие воодушевить и повести за собой певцов.
Еще более щедро распределили третье место, отдав лауреатские звания Анне Арлукевич из Белоруссии и россиянкам Наталье Лёвиной и Яне Смоктий. Специальной премии за лучшее исполнение русской музыки удостоилась Акбопе Адильхан (Казахстан).
Приветствуя Конкурс Тевлина, Почетный председатель жюри конкурса Родион Константинович Щедрин отметил, что «многие высокие достижения в хоровом искусстве России последних десятилетий напрямую связаны с именем Бориса Тевлина. Опираясь на прочный фундамент великих традиций классической музыки, который всегда главенствовал в его творчестве, он был неизменно устремлен в будущее, в новое, неизведанное, рискованное. Он был пытливым, «одержимым» музыкантом, безраздельно преданным и увлеченным своим жизненным призванием. Вот яркий пример для молодежи! Выражу надежду, что хоровой конкурс имени Бориса Тевлина поможет выдвижению новых имен хоровых дирижеров. В одаренных квалифицированных деятелях хорового дела наша культура сейчас очень нуждается».