На первом плане События

На первом плане

Московский ансамбль современной музыки – юбиляр в кругу соратников

Когда тридцать лет назад Эдисон Денисов сказал Пьеру Булезу, что создает ансамбль современной музыки по образцу Ensemble intercontemporain, Булез выслушал его с восхищением: сбывались планы вождя мирового музыкального авангарда. Однако, подумав, Булез добавил: «Дорогой Эдисон, у вас есть все для того, чтобы осуществить ваш план. У вас нет только одного – правительственного бюджета в ­столько-то тысяч франков».

Это была правда. Ансамбль Денисова создавался вопреки экономическим обстоятельствам и поначалу выглядел составом, который даст два концерта узкого круга и завтра прекратит существование. Однако сегодня МАСМ – тридцать лет.

Все эти годы он был первым, чье название приходило на ум, когда заходила речь о современной музыке. Другие ансамбли создавались либо как аналоги МАСМ, либо как альтернатива.

Большую пользу всем нам принесла конкуренция МАСМ с ансамблем «Студия новой музыки». Юрий Каспаров и Владимир Тарнопольский – чей ансамбль круче? Кто из них сыграет премьеру Губайдулиной, Вустина, Екимовского? Кто привезет Ксенакиса, Куртага, Лахенмана? Кого охотнее поддержат Гёте-институт, Британский совет и Французский культурный центр?

Мы ходили слушать тот и другой ансамбль, а рядом был фестиваль «Альтернатива», где играли минимализм и неакадемический авангард. Татьяна Гринденко исполняла Владимира Мартынова. Дмитрий Ухов придумал удачное название ансамблю «4’33’’», и Алексей Айги со скрипкой в руках тут же стал альтернативой МАСМ и Студии новой музыки вместе взятым.

Но совместными усилиями сначала Денисова, а потом Юрия Каспарова и Виктории Коршуновой МАСМ вписался в лигу европейских ансамблей современной музыки, его стали упоминать в списке после Ensemble intercontemporain, Ensemble Modern, Ensemble 2e2m и Klangforum Wien. Успех привел не только к развитию, но и к расколу, и вот уже только одна Виктория Коршунова, поначалу бывшая директором, руководит ансамблем.

МАСМ (2000)

Она умеет слушать музыкантов-­лидеров. В 2000-е годы в круге МАСМ появились композиторы очередного авангардного поколения – Дмитрий Курляндский, Сергей Невский и другие. Вместе с ними МАСМ затеял новые проекты вроде Академии в городе Чайковском Пермского края или «Композиторских читок» в разных городах.

Изначально МАСМ был организован по принципу «всех инструментов – по одному». Только скрипок было две, и ударников тоже двое. Требовался дирижер – в разные годы ими были Алексей Виноградов, Федор Леднев и даже Теодор Курентзис. Нынешний постоянный состав в пять человек без дирижера – компромисс ради практики.

Студия новой музыки два года назад отпраздновала чуть менее круглый юбилей – двадцать пять лет, зато концептуальным концертом в Московской консерватории. В каждом интервью Владимир Тарнопольский сетовал на то, что современной музыке не уделяют внимания ни государство, ни СМИ, ни интернет. Капля по капле, а внимания прибавилось: одних композиторских конкурсов стало больше десятка. Ансамбли по образцу МАСМ и Студии создавались и создаются: ансамбль eNsemble в Петербурге при Институте «Про Арте», «МолОт» там же, в Москве – ГАМ, теперь и Reheard – инициатива гнесинцев.

Логично было бы сказать: в начале был МАСМ. Но это не так: еще в 1970-е нам выносил мозг ансамбль солистов Большого театра под руководством Александра Ивашкина, а дирижировал им Александр Лазарев. Андрей Волконский, Алексей Любимов – легенды. Ансамблю ударных Марка Пекарского уже почти полвека. Сойдемся на том, что МАСМ – сегодня на первом плане, и юбилей – только напоминание об этом.

МАСМ на фестивале Gaudeamus Muziekweek (Нидерланды)
Шутка или скверный анекдот? События

Шутка или скверный анекдот?

В Нижнем Новгороде отметили юбилей Пушкина спектаклем «Пиковая дама. Балет»

Экзамен для артистов События

Экзамен для артистов

В Москве объявили лауреатов IX Конкурса Галины Вишневской

Один за всех События

Один за всех

Свердловская филармония представила орган нового поколения

Будущее услышано События

Будущее услышано

Завершился второй тур IV Международного конкурса Grand Piano Competition