Единственная одноактная опера П. И. Чайковского, красивая притча, выросшая из рыцарской легенды эпохи раннего Ренессанса о слепой от рождения королевской дочери, вызывает огромный интерес у режиссеров музыкальных театров и дирижеров, благодаря чему из сезона в сезон получает все новые воплощения – в виде полнокровных постановок и в более независимом и нейтральном концертном исполнении. Большой театр взял «Иоланту» в свой репертуар в сезоне 2015 / 16, пригласив к сотрудничеству Сергея Женовача; тогда же Дмитрий Черняков осуществил собственную версию в Парижской опере, соединив «Иоланту» с «Щелкунчиком», чем, с одной стороны, воспользовался первоначальной идеей автора, с другой, создал совершенно индивидуальный спектакль, переосмыслив либретто двух разножанровых произведений. Программы столичных музыкальных фестивалей (Динары Алиевой, традиционный осенний фестиваль Российского национального оркестра) также свидетельствуют о востребованности «Иоланты». Для коллектива Александра Сладковского – Госоркестра Республики Татарстан, мужественно и бесстрашно покоряющего такие впечатляющие творческие вершины, как симфоническое наследие титанов Шостаковича и Малера, – «лебединая песнь» Чайковского стала дебютным подходом к классическим оперным партитурам, сыгранным в концерте. После «домашнего» выступления в Казани музыканты представили свою «Иоланту» на суд критически настроенной, но неизменно снисходительной публики Большого зала консерватории.
Последние трагические события в музыкальном мире подсказали Александру Сладковскому посвятить это исполнение памяти Дмитрия Хворостовского. В творческой биографии безвременно ушедшего певца партия герцога Бургундского Роберта связана с ученическими годами в Красноярском институте искусств и дипломным спектаклем, в котором студент, по воспоминаниям педагогов, сумел проявить себя вокально и артистически. В середине 1990‑х Мариинский театр выпустил «Иоланту» на диске – с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом и Дмитрием Хворостовским – в роли Роберта. Любимый миллионами русский баритон многократно включал арию «Кто может сравниться с Матильдой моей» в гала-концерты по всему миру.
Александр Сладковский, конечно, поставил перед собой и своими коллегами сверхзадачу, так как, несмотря на короткометражность, «Иоланта», с ее принципами драматургии, музыкально-стилистическими особенностями, характерами музыкальных образов и полифонией мнений относительно закодированных в партитуре духовных исканий Чайковского, безусловно, требует деликатного подхода, особенно в отношении симфонического оркестра, раскрывающего значение событий драмы. И под руками маэстро Сладковского все насущные задачи претворяются в жизнь. Группы деревянных духовых с первых тактов интродукции своим разреженным, сумрачным звучанием затягивают в некий таинственный, воссозданный мир. Инструментальная и вокальная музыка в «Иоланте» идут неразрывно, и психологические портреты персонажей, их внутренние переживания находят продолжение в оркестровых голосах. С каким чувством такта получилась сцена, предшествующая встрече Водемона с дочерью короля Рене: нежная, певучая мелодия у виолончели и фагота с эфирным аккомпанементом струнного квартета рисует идиллическую картину – спящей Иоланты и Водемона, ненамеренно подглядевшего этот момент ее досуга. И каким трагизмом отвечает оркестр на восклицание героя, пораженного своим открытием: «Она слепа!»
Немногочисленные хоровые эпизоды с участием «Мастеров хорового пения» украсили исполнение. Чего только стоит лучезарный, переливающийся красками жизни и противопоставленный элегическому характеру Иоланты хор фрейлин «Вот тебе лютики».
«Иоланта», а вместе с ней и вся публика БЗК, как того требует либретто, в тот вечер обрела прозрение. Александру Сладковскому вновь удалось невозможное
В центре оперы – самый лирический женский образ, созданный Чайковским, – юная принцесса, пребывающая в неведении о своем недуге. Вероника Джиоева, приглашенная на титульную партию, очень хорошо с ней знакома – пела Иоланту на разных оперных сценах мира. Ее партнеры – также не дебютанты. Несомненная удача этого концертного исполнения – решенный почти в комическом ключе товарищеский тандем Водемона и Роберта – по‑рыцарски благородного Сергея Скороходова, солиста Мариинского театра, и галантного и темпераментного Василия Ладюка, представляющего «Новую Оперу» и ГАБТ (оба – в прекрасной певческой и артистической форме). Их речитативы-диалоги о полярных романтических идеалах и самом понимании любви духовной и плотской – непринужденные и раскованные – оживили тенистую, акварельную среду, в которой обитает изолированная от всего сущего Иоланта.
Уверенно провел свою партию Евгений Никитин – солист Мариинки предстал в образе мавританского целителя-мистагога, обладающего сакральным знанием и помогающего Иоланте прийти к физическому и духовному прозрению-спасению. В монологе «Два мира», философски важном для всего действа, Никитин продемонстрировал богатство интонаций, великолепную дикцию, драматический талант. Также был убедителен замечательный Петр Мигунов, со свойственной экспрессией раскрывший трагедию отца – короля Рене.
«Иоланта», а вместе с ней и вся публика БЗК, как того требует либретто, в тот вечер обрела прозрение – и не только это. Александру Сладковскому вновь удалось невозможное, и хочется пожелать дирижеру не изменять выбранному курсу, продолжать развивать творческую гибкость Госоркестра Республики Татарстан и брать в репертуар самые нетривиальные произведения.