Легкая музыка	для всей земли События

Легкая музыка для всей земли

Pago Libre выступили в «Зарядье»

Интернациональный проект – квартет Pago Libre – в ходе юбилейного тура по маршруту Архангельск – Протвино – Санкт-Петербург – Москва, проходившего в честь 30-летия коллектива, дал блестящий концерт в московском «Зарядье». Музыканты ансамбля продолжают поиск нового смысла в инструментальной импровизационной музыке, предлагают новые термины и играют парадоксально красивый авангард.

Pago Libre – «тихая» звезда. Выступления группы и сценичны, и доступны, но массовый зритель вряд ли хорошо знает ее музыку. Для экспертов же качество и оригинальность проекта находятся вне зоны сомнений. Внимание нашей аудитории, естественно, привлекает давнее участие в составе квартета знаменитого исполнителя на духовых инструментах Аркадия Шилклопера. Он широко известен как валторнист, но его уникальный «арсенал» гораздо больше, он включает, в том числе, альпийский рог, диджериду, флюгельгорн, корно да качча и отлично вписывается, раскрывает музыку группы.

У Шилклопера немало разнообразных проектов и музыкальных открытий. Так, недавно, он опубликовал на своем YouTube-канале уникальные записи Moscow Art Trio, в котором играл вместе с замечательным советским/молдавским/норвежским пианистом Мишей Альпериным и знаменитым фолк-музыкантом Сергеем Старостиным (вокал и этнические инструменты). Проект прекратил существование после смерти Альперина в мае 2018 года. Запись их последнего концерта (2017), на котором исполнялась программа «Воображаемый фольклор», демонстрирует непростую смесь жанров – попытку создать качественно новую эстетику, объединяющую джаз, новую академическую и народную музыку.

Импровизация – важнейшая часть творчества и у Pago Libre. Участники квартета используют термин «компровизация», под которым подразумевается свободное творчество, построенное на осознании и понимании правил и целей музыкальной композиции. То есть композиция и импровизация тут равны. Неологизм придуман старейшим участником, лидером проекта, живущим в Швейцарии, пианистом и композитором ирландско-немецкого происхождения Джоном Вольфом Бреннаном. В буклете альбома приводятся его слова: «Концепцию Pago Libre можно представить в форме совершенного треугольника, в одном из углов которого находится народная музыка, на другом – классическая и на третьем – джазовая музыка».


Аркадий Шилклопер

Состав Pago Libre за тридцать лет менялся не раз. Сейчас в группу кроме Бреннана и Шилклопера входят дрезденские виртуозы Том Гетце (контрабас), написавший, кстати, часть актуального материала, и Флориан Майер (скрипка). Бэнд – эдакий музыкальный «дрим-тим» немецкоязычных стран. Формально группа относится к новоджазовой, открытой сцене, но ее стиль оказывается в стороне от резких авангардных изысков. Жанр предполагает, с одной стороны, что результат игры должен нравиться, радовать, он не должен быть депрессивным или агрессивным, но, с другой, эта музыка не может быть некачественной, непрофессиональной, иначе она окажется нестерпимо скучной. В «Зарядье» было весело и светло.

Московский концерт Pago Libre на правах «хозяина» вел именно Шилклопер, он рассказывал историю проекта, представлял композиции. Концепция концерта была описана Аркадием как «Горные песни» – в композициях присутствовали отсылки к итальянским, армянским, швейцарским, турецким горным образам и реалиям. Звучали пьесы по продолжительности небольшие, но полные иронии, фантазии и аккуратной импровизационности. Сыграли, например, «Randulin Variaziuns», написанную Бреннаном, «Армянскую принцессу» авторства Гетце, композицию «Tü-Da-Do», основанную на коротенькой мелодии-сигнале, который подают почтовые автобусы, разъезжающие по швейцарским горным дорогам.

Группа приехала в Россию не с пустыми руками. Легендарный британский лейбл Leo Records выпустил к юбилею Pago Libre новое издание альбома «Cinémagique 2.0», в котором есть аллюзии на кино Хичкока, Годара и Тарковского, музыка Брамса, Сати и участников группы. Диск записан с участием скрипача и вокалиста Чо Тайссинга и басиста Даниэле Патуми и дополнен тремя концертными записями, сделанными на Feldkirch Festival в Австрии с Георгом Брайншмидом на басу. Альбом недавно вошел в престижный рейтинг – десятку лучших дисков по результатам опроса музыкальных критиков, проведенного журналом Cadence Magazine Critic за 2019 год. «Cinémagique 2.0» появился вовремя – один из концертов тура Pago Libre прошел в Санкт-Петербурге в рамках Leo Records Festival in Russia – 2019. Одновременно был представлен и новый CD Бреннана «Nevergreens», выпущенный тем же издательством.

Указатели в «Зарядье» вели в Малый зал, но на стене красивым шрифтом было написано: «Chamber Hall» (Камерный зал). И концерт соответствовал скорее второму варианту названия помещения – по духу, по качеству это было утонченное, камерное искусство. Квартет, хотя Бреннан и использовал порой препарированное фортепиано, а музыканты охотно играли развернутые соло, звучал совершенно не авангардно, не эпатажно. Музыканты получают звук и создают дух, близкие к просветленной академической традиции, родственные неоклассике и world music. Творчество группы представилось особым жанром, музыкой, с одной стороны, легкой для восприятия, а с другой, изобретательной и позитивной, с ясно выделенными элементами джаза. Свингующий альпийский рог особо впечатлял публику, в пляс, правда, никто не пустился, но ряды сидений партера раскачивались заметно. Шилклопер же, улыбаясь, рассказывал, что таких рогов у него несколько… Есть и в Берлине, и в Москве, и «в гараже у пианиста» – шутил музыкант.

Доля импровизационности и академичности у Pago Libre трудноопределима. В музыке квартета есть тонкое ощущение красоты, найденной в организованности, и понимание свободы как высокой ступени развития умения и таланта. В итоге получается музыкальное чудо – и это очень земное чудо. К этой мысли еще приблизило завершение выступления, когда группа исполнила композицию Шилклопера «Мелодия Земли». Музыкант является Послом дельфинов, эта область деятельности и привела его к созданию пьесы. В ней прозвучал женский вокал, который принадлежал стоявшей на балконе, за спинами зрителей, Татьяне Павлинской. Получилось неожиданно и волшебно.

Новаторство у таких музыкантов редко созвучно пиар-трендам. Хотя и визуальная составляющая, и неординарность творчества налицо, но медийная суета и цепочки инфоповодов, когда играет Pago Libre, словно отходят в сторонку, находятся в другой реальности. Сам по себе формат изысканного музицирования на грани жанров не является для нашего времени чем-то небывалым. Можно вспомнить питерскую группу Vermicelli Orchestra, белорусов Port Mone, Анатолия Вапирова, живущего в Болгарии, московское виртуозное трио Kle2Go. Да что там… Бывает, что музыканты сами стремятся улучить момент – в антрактах, в перерывах и сыграть нечто подобное, хотя бы для себя. Но получается – для всех. Такая музыка никогда не будет в прошлом, потому что в ней всегда будут искать будущее.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»