На Ярославском Парнасе События

На Ярославском Парнасе

Глубинное русское село становится притягательной точкой на музыкальной карте

В селе Вятское состоялся Второй ежегодный конкурс юных музыкантов, учрежденный фондом «Искусство на все времена», историко-культурным комплексом «Вятское» имени Е. А. Анкудиновой, поддержанный правительством Ярославской области и губернатором Дмитрием Мироновым. Ребята соревновались по специальностям «фортепиано», «скрипка», «вокал», «духовые инструменты». Как случилось, что даже не в областном центре, а в глубинке региона возникло соревнование, куда собираются талантливые ученики самых серьезных музыкальных школ и вузов, гости не только из России, но и далеких зарубежных стран?

Вятское – не просто село. Столетиями здесь жили самые крепкие крестьяне и ремесленники, чье селение с двух-трехэтажными каменными домами больше похоже на маленький город, чем на обычную деревню. Несколько лет назад усилиями энтузиастов и меценатов здесь возник историко-культурный комплекс, где действуют двенадцать (!) музеев художественных и этнографических традиций. Поток туристов из Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга и других мест все возрастает. Конечно, в этом «ярославском Парнасе» должна была зазвучать музыка.

В прошлом году состоялся первый конкурс юных музыкантов в Вятском. Тогда специальностей было три: фортепиано, скрипка, вокал. Автору этой заметки выпало удовольствие слушать певцов, самых талантливых из которых он потом встречал на ярких столичных музыкальных событиях. То есть конкурс не просто заявил о себе, он заработал, давая старт одаренным исполнителям.

Хотя не обошлось и без опасений – стоит ли делать соревнование ежегодным? Не слишком ли быстро будет вычерпан ресурс, не упадет ли профессиональный уровень состязающихся? Организаторы выбрали более смелый и рискованный вариант: повторили конкурс через год. Более того, расширили круг дисциплин, включив в него духовые инструменты. И, как кажется, не прогадали.

На этот раз мне выпало присутствовать при соревновании пианистов, которое проходило в начале июня. Приехали три десятка ребят, доказавших, что не только Москве, не только Ярославлю, но и Рыбинску, и Переславлю-Залесскому, и даже скромным глубинным селам есть кем гордиться.

На маленькой сцене зала, устроенного в чудесно отреставрированном двухэтажном здании бывшей пожарной части, среди простых некрашеных брусчатых стен установлен белый рояль. Это помощь партнеров – с высококлассными концертными инструментами в Вятском пока еще не роскошно, и на выручку, как и в прошлом году, пришел постоянный партнер конкурса – московский салон «Империя фортепиано».


Уголок победителей. Внизу слева – Рома Шер и Варя Паршина, над ними – Настя Ивченко. Рядом – инициатор и душа конкурса, продюсер Лада Меркулова, член жюри Олег Полянский

В программе круглолицей улыбчивой девочки – несложные пьесы. Но «Среди долины ровныя» Глинки 9-летняя Соня Кругликова из ДМШ № 1 Рыбинска сыграла с настоящим ощущением русской мелодической шири. Юная волжанка за свою игру получила «всего лишь» диплом. Как и ее землячка 8-летняя Катя Степанова, 11-летний Николай Цецхладзе из Детской школы искусств Переславля-Залесского, 9-летняя Ксюша Брусницына из села Нижний Некоуз (там тоже есть музыкальная школа). Полина Скворцова из школы при Яро­славском музыкальном училище-колледже имени Л. В. Собинова в свои 11 лет уже хорошо представляет себе, что такое звуковая краска. Немного недотянула по части самообладания, останавливалась в трехголосной инвенции Баха; сонату Гайдна сыграла уже увереннее, а в пьесе Ростислава Бойко «Памятник русским воинам» впечатляюще передала перекличку «хоров» – нежного «женского» и строгого «мужского».

Думаю, и великого Доменико Скарлатти не оскорбило бы, с каким огнем сыграл его сонату 10-летний Андрюша Лебедев (московская ДМШ имени Й. Гайдна). Изящную и добрую пьесу «Танцующий эльф» нашего современника Ефрема Подгайца отлично прочувствовали участники дуэта Лера Смирнова и Ваня Ермаков (ДШИ имени Л. В. Собинова, Ярославль). Это – уровень третьей премии, среди обладателей которой – еще несколько яро­славцев: Игорь Киселев (ДМШ при колледже имени Л. В. Собинова), Вадик Шапыгин (ДШИ имени Дмитрия Когана). Среди них же – жительница маленького поселка Борисоглебский из-под Ростова Великого Даша Земляницына: там усилиями педагога Ольги Дорофеичевой и других энтузиастов тоже несколько лет действует музыкальная школа.

Из обладателей второй премии выделю 14-летнюю Софью Резникову: ученица ярославского педагога Алексея Баженова (ДМШ при колледже имени Л. В. Собинова) сыграла Экспромт Шуберта без всяких скидок на возраст, выступив наравне, например, с 24-летней кореянкой из Московской консерватории Ли Чжуен. У той, впрочем, свои достижения: хоть и смазала Четвертую балладу Шопена, зато с похвальным тщанием отнеслась к Пятой сонате Скрябина и, по-моему, неплохо прочувствовала «русский космизм» этой музыки.

Кроме того, второй премии удостоены два задорных в своем детски-непосредственном артистизме дуэта: Василиса Алещенко и Павел Пивоваров (ДШИ № 5 Ярославля) с пьесой «Путешествие в небеса» Владимира Сапожникова, Дана Белых и уже знакомый нам Вадик Шапыгин с Тарантеллой Гаврилина. Что до Алены Гришановой из Самары, которая учится в Московском университете культуры у Николая Кожина, то она уже вполне зрелая личность: приехав из родного города, пробилась сквозь изрядный конкурс на бюджетное место; в Вятском она глубоко, с чувством краски и полифонии сыграла редко исполняемую Прелюдию и фугу Чайковского, соль-минорную рапсодию Брамса, Этюд № 1 Прокофьева.

И вот мы наконец дошли до первых премий. Жюри во главе с профессором Московской консерватории Аркадием Севидовым присудило их двум 8-леткам – Варе Паршиной из московской школы имени С. С. Прокофьева (педагог Дмитрий Цыганов) и Роме Шеру из Гнесинской спецшколы (педагог Нигора Ахмедова). Какие же они разные – скупая на улыбки Варя и готовый каждую секунду к шутке и смеху Рома! Но за роялем – все только на самом серьезном уровне, от «Прогулки» Прокофьева и рос­кошного «Колокольного звона» Мусоргского у девочки до остро-­контрастной Фантазии Моцарта и этюда Дебюсси «Доктор Градус ад Парнассум» у парня. А еще Рома, как мне рассказала его мама, может часами импровизировать и уже получил от профессора Гнесинской академии композитора Владимира Довганя первое «профессиональное» задание – написать музыкальные иллюстрации к «Острову сокровищ» Стивенсона. У ребят же постарше первое место отдали 14-летней Насте Ивченко из Гнесинской школы, передавшей и строгость барокко Баха (соль-мажорная прелюдия и фуга из первого тома Хорошо темперированного клавира), и блеск романтизма Листа («Хоровод гномов» и «Тарантелла»).

Мне кажется, Настя, как и Рома, и Соня Резникова, и, наверное, Варя Паршина, Вадик Шапыгин, имеют хорошие шансы стать серьезными музыкантами уже без всяких скидок на детство. Да и другим участникам этого желаю.

Конкурс в Вятском – это не только аплодисменты, но и серьезные бонусы, в том числе сертификаты обладателям первых премий на 50-процентную скидку при покупке нового рояля. По сути, это подарок на 600 тысяч рублей – вполне сравнимо с призами самых престижных конкурсов. Вятское – это и творческие путевки на зарубежные фестивали. Одна из них, в Вену, досталась 12-летнему Андрею Филонову, одаренному пианисту, которому занятия музыкой помогают справляться с аутизмом. Вятское – это мастер-классы с членами жюри, представляющими элиту нашей музыкальной педагогики. И логично, что Вятское – это дипломы лучшим педагогам: например, Дмитрию Цыганову из школы имени С. С. Прокофьева. Ведь успех ребенка – едва ли не на три четверти успех его учителя: это награда за учительский такт, терпение, чуткость, любовь.

Устроители обещают, что на будущий год соревнование пройдет в третий раз, и не исключено, что снова круг специальностей расширится. А уж на то, что увеличится число участников, они твердо рассчитывают.

Сила эмоций и блеск интеллекта События

Сила эмоций и блеск интеллекта

В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум

Барток заговорил на языке джаза События

Барток заговорил на языке джаза

14 октября в Петербургской капелле выступил венгерский биг-бэнд с аранжировкой музыки Белы Бартока

Опера, которой не было События

Опера, которой не было

На фестивале «DSCH. Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки»

Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное