Надежда Аверина:  Атмосферу школы «Весна» пронизывают творчество и любовь Персона

Надежда Аверина: Атмосферу школы «Весна» пронизывают творчество и любовь

Надежда Аверина — ученица Александра Сергеевича Пономарева — основателя, художественного руководителя и главного дирижера Детского хора «Весна», возглавлявшего коллектив на протяжении почти пятидесяти лет. Надежда работает в школе, продолжая дело своего учителя с 1984 года, и считает, что ей, наверное, повезло больше всех «веснушек», ведь она пришла в хоровую школу в девятилетнем возрасте и до сегодняшнего дня ее жизнь неразрывно связана с «Весной».

Надежда Владимировна — лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории, автор методических статей, переложений и обработок для детского хора, член жюри всероссийских и международных хоровых конкурсов…

Она возглавляет Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарева с 2012 года. В сезоне 2024/2025 года коллектив отмечает шестидесятилетие со дня основания. За это время хор дал концерты более чем в шестидесяти городах России и почти во всех странах Европы, в Японии, Китае и Канаде. С большим успехом «Весна» выступала на международных фестивалях и конкурсах в Испании, Италии, Венгрии, Болгарии, Франции, Латвии; дважды стала обладателем высшей хоровой награды — Гран-при Европы (2000, 2017), а также победителем Международного конкурса Европейского радиовещательного союза Let the Peoples Sing в детско-юношеской категории (2019). Программы Детского хора «Весна» записаны в фонды телевидения и радио, и за последние годы коллектив выпустил пятнадцать компакт-дисков.

Татьяна Эсаулова (ТЭ) поговорила с Надеждой Авериной (НА) о добрых хоровых традициях и незыблемой для «Весны» атмосфере «воспитания детских душ», а также о юбилейном концертном сезоне и дружбе с композиторами, посвятившими Детскому хору «Весна» свои сочинения.


ТЭ Надежда, если говорить о шестидесятилетнем юбилее, какие главные вехи?

НА У нас богатая история. Начало — неожиданное, маленький кружок при ЖЭКе, который организовал студент Музыкального училища при консерватории Александр Пономарев. 31 марта 1965 года хор получил первое место на районном фестивале «Музыкальная весна», и этот день стал днем рождения «Весны». Затем мы переросли в хоровую студию, а на ее основе родилась школа. Первые десятилетия были трудными: не было своего помещения, сначала полуподвал жилого дома, потом три года в стенах общеобразовательной школы и восемнадцать лет в помещении детского сада… Но уже тогда были заложены все основные традиции и принципиальные особенности «Весны».

ТЭ Вы имеете в виду уникальную методику Пономарева, которая воспитывает «не только голоса, но и детские души»?

НА Это действительно один из главных принципов нашей работы с детьми. Александр Сергеевич всегда говорил, что воспитание первично — «хор начинается со сменной обуви», и он вкладывал в эту простую фразу глубокую мысль о святом отношении к делу, которым ты занимаешься.

«Коллектив единомышленников», «Государство в государстве», «Музыкальная республика» — так называли журналисты статьи о «Весне». Пономарев всегда стремился, чтобы школа была для ребят «клубом по интересам», местом, где им комфортно, где они чувствуют себя как дома, где их понимают и всегда готовы помочь. Атмосферу нашей школы пронизывают творчество и любовь, что дает поразительные результаты! У нас учатся самые простые дети, живущие рядом, на северной окраине Москвы, но, попадая в «Весну» в совсем еще маленьком возрасте, они совершенно преображаются, раскрепощаются и становятся удивительно талантливыми. Кроме того, та музыка, на которой воспитываются дети (а это самая лучшая хоровая музыка — сотни произведений разных эпох, стилей и жанров всегда с настоящими, художественными текстами), она затрагивает самые глубинные струны детской души. И наш стиль ее преподнесения не может не отразиться на воспитании детей.

ТЭ Современные дети практически «рождаются со смартфонами в руках». Как вы считаете, те, кто учатся в вашей школе, все же отличаются от скринейджеров?

НА Безусловно, хотя это бедствие касается и нас. Думаю, что настоящий рост этой «телефонной болезни» еще впереди, и каждое новое поколение «веснушек» это подтверждает… Мы стараемся помочь ребятам увидеть красоту реального мира. Когда они хоть на какое-то время забывают о своих телефонах, это уже прекрасно! А если и пользоваться ими — то для познания прекрасного. Какое количество потрясающих аудио- и видеозаписей сейчас доступно для всех нас! Каждую неделю наши педагоги делятся со своими учениками избранными записями, в том числе и для того, чтобы научить ребят пользоваться телефоном как средством постижения мира, а не разрушающей игрушкой.

ТЭ Что именно вам больше всего запомнилось в годы учебы в «Весне»?

НА Мечтаю написать об этом книгу! Я пришла в школу довольно поздно, в девятилетнем возрасте. Александр Сергеевич сам меня прослушивал. Уже в первый день меня многое поразило: улыбающийся директор в халате завхоза, плакат над входной дверью «Будьте как дома, пожалуйста!». И маленькие, по-домашнему уютные помещения: аквариумы с рыбками, черепахи, цветы кругом… А когда через год я перешла в Старший хор — это было бесконечное ощущение праздника от той музыки, над которой мы усердно трудились, которую я никогда раньше не слышала (например, кантаты Перголези, Монтеверди); от атмосферы удивительного душевного комфорта, которого очень не хватает в детстве; от личности гениального дирижера и педагога Александра Пономарева, чья неиссякаемая энергия и оптимизм помогали преодолевать любые сложности и делали каждое занятие неповторимым. А еще наши концерты в лучших залах Москвы и многочисленные поездки по всему Советскому Союзу и даже за границу.

ТЭ «Весна» всегда сотрудничала и продолжает сотрудничать с известными современными композиторами…

НА Мы гордимся тем, что много произведений российских авторов посвящены Детскому хору «Весна», в том числе и у наших любимых композиторов.

Прежде всего, это Владимир Рубин, чей столетний юбилей, к сожалению, никак не отмечается музыкальной общественностью в этом году. В 2024‑м мы специально возобновили в своем репертуаре сочинение, посвященное нашему хору, — «Весеннее преображение». Особое место в репертуаре хора на протяжении многих лет занимали «Десять хоровых поэм на стихи русских поэтов» (первое исполнение — 1975); также мы неоднократно участвовали в исполнении других сочинений Рубина крупной формы, например, оратории «Вечерние песни» с солистом Александром Ведерниковым и дирижером Владимиром Федосеевым.

В последние годы в репертуар «Весны» прочно вошла музыка Михаила Броннера. Среди исполненных нами сочинений — «Душа хотела б быть звездой» памяти А.С. Пономарева (2018), «Бесы» (2023). В ноябре мы спели новое сочинение композитора «Молитва святого Франциска Ассизского».

А с Ефремом Подгайцем нас связывает профессиональная и человеческая дружба в течение пятидесяти лет. Им написано огромное количество произведений для детского хора — от миниатюр (около двухсот!) для детей разного возраста до крупных форм (Missa veris, «Нью-Йоркская месса», кантата «Поэзия земли», опера-кантата «Черный омут», «Ода греческой вазе» и др.). Первая кантата композитора для детского хора, сопрано и оркестра на стихи Превера «Как нарисовать птицу» (1981) сопровождает жизнь хора все эти десятилетия.

Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарева в Большом зале Московской консерватории. Концерт «Голоса весны». Фото: Екатерина Дубовая

ТЭ Это произведение прозвучит и на предстоящем юбилейном концерте 17 февраля 2025 года?

НА Да, в честь шестидесятилетия «Весны» и 75‑летия Ефрема Иосифовича. Концерт пройдет в Зале Чайковского совместно с Госкапеллой России под управлением Айрата Кашаева. Солировать будет молодая певица Елена Наказная (сопрано). Во втором отделении мы исполним сочинения русских и зарубежных авторов в обработках для детских голосов, выполненных Ефремом Подгайцем, Александром Пономаревым и мной. А главный юбилейный концерт состоится в Большом зале Московской консерватории накануне дня рождения хора — 30 марта 2025 года.

ТЭ Качественный состав хорового коллектива позволяет дирижеру сразу заниматься художественным воплощением идеи. Как в этом отношении происходит работа с детьми?

НА Если говорить о технической стороне вопроса, то к моменту перехода в Старший хор ребята уже достаточно хорошо подготовлены: они музыкально грамотны и способны к исполнению сложных хоровых сочинений, благодаря работе педагогов младших хоров и преподавателей всех предметов. Кроме того, по нашей традиции старшие дети помогают младшим, и хор даже после обновления состава не теряет своих профессиональных качеств.

А вот если говорить о творчестве… Дети чувствуют намного тоньше, чем взрослые. Взрослый, может быть, поймет больше скрытых смыслов в текстах духовных произведений, а ребенок споет о любви — и это будет глубже, потому что Бог и есть Любовь. Детские души еще чисты, поэтому и творчество получается настоящим, искренним. Думаю, что работать с детским хором даже в чем-то проще и интереснее. С технической точки зрения детям доступно все при правильном подходе, но с точки зрения эмоциональной наполненности дети зачастую оказываются несравненно выше взрослых певцов.

ТЭ Откройте секрет «Весны», которая постоянно находится в развитии и за шестьдесят лет ни разу «не сбавила» обороты?

НА Мне повезло, наверное, больше всех «веснушек», так как с первого моего прихода в школу и до сегодняшнего дня моя жизнь тесно связана с «Весной» и таким замечательным музыкантом, каким был Александр Сергеевич Пономарев. Одно из основополагающих его качеств, передавшееся всем ученикам, это желание учиться и стремление к самосовершенствованию. Наверное, в этом и кроется главный секрет, о котором вы говорите. Кроме этого — абсолютная любовь, преданность истинной музыке и своему делу, а также предельная честность во всем, начиная от человеческих отношений и до качества исполняемой музыки и поэзии.

Для меня и моих коллег стали неоспоримыми и путеводными многие мысли нашего учителя. Приведу некоторые из них: «Главное, что украшает человека,— это скромность, искренность и любознательность», «Назначение дирижера — одухотворять музыкальную ткань», «Музыка и культура являются сущностью нации»…