Нас не догонят Книги

Нас не догонят

В Институте музыкальных инициатив (ИМИ) вышла антология российской поп-музыки «Не надо стесняться»

Исследование российской поп-музыки – тренд последних лет. Пока в консерваториях эта территория до сих пор не освоена, на просторах независимых организаций делаются важные шаги по изучению поп-культуры. Из самых крупных – спецпроект Ленты.ру «История российской поп-музыки» с ведущим Олегом Кармуниным, автором телеграм-­канала «Русский шаффл», а также книга «Новая критика. Контексты и смыслы российской поп-музыки» от ИМИ. Оптика захватывающая: в книге Слава КПСС и русский рэп исследуются сквозь призму трудов Батая и Бодрийяра, а Жанна Агузарова, Линда и Глюкоза – через мифологию феминистских практик.

Новый проект ИМИ – масштабная антология российской поп-музыки. На 960 страницах книги представлены интервью с артистами, продюсерами, композиторами и авторами текстов. Речь идет о 169 поп-песнях, которые расположились плейлистами от 1991 до 2021. Выборку составляли редакторы ИМИ и инициатор проекта, музыкальный журналист и экс-редактор «Афиши» и «Медузы» Александр Горбачёв.

Название книги  «Не надо стесняться» – строка из «Стыцамэна» Ивана Дорна. Десять лет назад этот трек перевернул индустрию – теперь хитмейкеры не боятся экспериментировать, делают поп-песни искуснее и смелее с точки зрения звука и вокала. Прочитав книгу, можно узнать, почему Жанна Фриске – символ эпохи экономического роста, гламура и глянца; как Иванушки International стали первым постсоветским бойз-бендом нового калибра; зачем Светлане Лободе прочат место новой Примадонны, и, наконец, почему песни Валерия Меладзе – до сих пор магнит любой вечеринки.

Что впитала в себя поп-культура 90-х? Дух бунтарства. Жвачка Love is. Первые сотовые телефоны. Журнал «Птюч». Рейв в павильоне «Космос» на ВДНХ. Доллар по тридцать руб­лей. Отсутствие «новой этики». Сегодня о российской попсе 90-х принято ностальгировать, как о ­чем-то свободном, далеком и утопическом  Моя Мишель делает кавер на группу «Гости из будущего», а коллектив Zoloto бросает вызов Шуре, Гречка перепевает «Отпетых мошенников», «Пошлая Молли» – группу Reflex. Еще одна примета эпохи – клип Луны, Эрики Лундмоен и Евы Гурари на песню Натальи Ветлицкой «Посмотри в глаза». Хонтология и ретромания обрели визуальный код.

За двадцать лет поп-музыка, кажется, не поменялась: Cream Soda легко вписалась бы в кислотные обложки журналов Cool или «Все звезды», а пиар-технологии Моргенштерна (внесен в реестр иноагентов) созвучны акциям первых лет постсоветской поп-сцены. Изменился тип коммуникации со слушателем – от песен о ­чем-то материальном и осязаемом («Бухгалтер», «Жить нужно в кайф») к парадоксальному неуловимому вайбу («Имя 505», «Вите надо выйти», «Skibidi»), от документаций и нарратива VHS к ярким 30-секундным видео в TikTok со множеством склеек. Изменили индустрию и такие вещи, как стриминг, YouTube и всевозможные DIY-технологии вроде курсов «создай трек с нуля за пять минут».

Российская поп-музыка описывает историю страны не хуже симфоний – книга ИМИ и об этом тоже. Мем про Третье сентября от Михаила Шуфутинского как попытка стереть из коллективной памяти дату штурма в Беслане. Песня группы Тату «Нас не догонят» превратилась из крика отчаяния российских ЛГБТ *(Признано экстремистской организацией и запрещено на территории РФ) в гимн государственным победам – в 2014-м на олимпиаде в Сочи под эту песню на стадион выходила сборная России. Антология «Не надо стесняться» – подлинный звуковой контекст российской действительности, от краха СССР до постпандемии, от «Делай как я» до «Плачу на техно». Вот только если раньше слушать попсу было стыдно, то сегодня – стыдно не слушать ее.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи