Наши за границей Книги

Наши за границей

Издания 2021–2022 годов, связанные с личностью музыковеда Елены Дубинец

Оставаться или уезжать?

Елена Дубинец долгое время работала в США, ныне художественный руководитель Лондонского филармонического оркестра. Ее перу принадлежат трактат о современной нотации «Знаки звуков» (1999), книга об американской экспериментальной музыке «Made in the USA: музыка – это все, что звучит вокруг» (2006), собрание интервью с А. Волконским (2010), собрание бесед с постсоветскими музыкантами-эмигрантами, выпущенное под названием «Моцарт отечества не выбирает» (2016) и ряд других публикаций. Первая англоязычная книга Е. Дубинец, «Российские композиторы за границей: как они уезжают, остаются, возвращаются», тематически перекликается с последней из ее упомянутых русскоязычных книг, но выполнена в более академичном стиле. Это масштабное авторское музыкально-социологическое исследование с музыкально-аналитическими экскурсами и значительно более многочисленными, чем в предыдущей книге, ссылками на теоретическую литературу о социально-психологических аспектах советской, постсоветской и эмигрантской жизни; для англоязычного читателя, не испытавшего прелестей этой жизни, апелляции к такой литературе могут быть полезны, для нас же они не представляют ничего особенного – в отличие от содержательных и искренних авторских ссылок на собственный эмигрантский опыт, придающих книге ярко выраженный субъективный акцент.

Еще одна уступка восприятию зарубежного читателя, привыкшего отождествлять «(пост)советское» с «русским», – объединение под одной обложкой наряду с собственно российскими композиторами их коллег из других постсоветских стран, включая Грузию и Украину. При этом творческая деятельность таких звезд первой величины, как София Губайдулина и Арво Пярт, остается вне поля авторского внимания – Е. Дубинец с самого начала (с. 9) подчеркивает, что намерена сосредоточиться на «менее известной музыке».

Пять больших разделов книги посвящены, соответственно, рассмотрению общих проблем национального и транснационального в современной музыке, перспективам музыкального творчества в современном глобализированном мире, обстоятельствам, побуждавшим композиторов к эмиграции из СССР и постсоветской России, адаптации композиторов-эмигрантов к новым условиям и, наконец, отношениям между композиторами-эмигрантами и страной, откуда они уехали и куда иногда возвращаются. В каждом из разделов есть иллюстрированные нотными примерами «музыкальные интерлюдии»: аналитические очерки о произведениях, особенно показательных, по мнению автора, с точки зрения основного содержания данного раздела. Так, «интерлюдия» в разделе о диалектике национального и транснационального посвящена сравнительному анализу партитур Джона Тавенера и Елены Фирсовой на тексты из «Реквиема» Анны Ахматовой. Раздел о перспективах музыкального творчества содержит экскурс в историю с завершением предсмертной Девятой симфонии Альфреда Шнитке – это первый подробный документированный разбор существующих версий. Другие «интерлюдии» трактуют о 21-й (последней завершенной) симфонии Моисея Вайнберга (тоже эмигранта, хотя и в противоположном направлении), опусах Марка Копытмана, Валерия Арзуманова, Александра Раскатова, Александра Рабиновича-Бараковского, Виктора Кисина, Антона Батагова, Ольги Раевой, Виктории Борисовой-Оллас, Леры Ауэрбах, Елены Лангер. В большинстве случаев речь идет о музыке, наделенной ярко выраженным индивидуальным стилем, так или иначе воплотившей опыт и травмы эмиграции или изгнания и при этом почти или совсем не звучащей в наших широтах и не освоенной музыковедением. Авторские комментарии корректны, лаконичны, информативны; познавательную ценность «интерлюдий» невозможно переоценить.

За пределами «музыкальных интерлюдий» значительное внимание уделено социально-культурным контекстам и их воздействию на выбор творческих стратегий. Описывая деятельность российских композиторов-эмигрантов, автор не умалчивает о том, что многие из персонажей книги активно и, по-видимому, скорее оппортунистически, нежели по сердечному влечению, эксплуатировали в своем творчестве собственный советский опыт и темы, чувствительные для целевой аудитории.

Чрезвычайно интересны главы об освоении композиторами параллельных профессий (то, что Иосиф Шиллингер стал в США модным педагогом композиции, хорошо известно, но кто бы мог подумать, что именно он внес едва ли не решающий вклад в создание оперы «Порги и Бесс»?) и о поддержке эмигрантского творчества западными или осевшими на Западе музыкальными деятелями, исполнителями, музыковедами. В разделе «Как они возвращаются» на ряде примеров показано, с какими трудностями могут сталкиваться эмигранты, оказавшись в среде, еще недавно хорошо знакомой, но уже чуждой, во многом деградировавшей и порой откровенно недоброжелательной. Последняя глава, посвященная ситуации в России наших дней и озаглавленная «Оставаться или уезжать?», за время, прошедшее с момента выхода книги, успела устареть: некоторые из тех, кто еще недавно решительно выступали за первую опцию, по понятным причинам избрали вторую. Процесс моральной и духовной деградации российского общества продолжается, и есть опасность, что, когда придет время дополнять ценный труд Елены Дубинец для второго издания (чего я искренне желаю), его персонажем станет едва ли не все композиторское сообщество современной России.

Dubinets, Elena. Russian Composers Abroad. How They Left, Stayed, Returned. Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 2021. xix, 362 pp.

Узелки времени

Елена Дубинец имеет прямое отношение – на этот раз в функции ответственного редактора и одного из ключевых авторов – к еще одной вышедшей только что книге: монументальному собранию материалов об Андрее Волконском (1933–2008). Отпрыск известного аристократического рода, Волконский родился в Женеве, провел в СССР свои самые плодотворные четверть века – до эмиграции в 1973-м он успел стать настоящей легендой музыкальной жизни страны, первым в послесталинской России композитором-«авангардистом» и исполнителем старинной музыки, – и умер в Экс-ан-Провансе, успев на склоне лет дать серию интервью Е.Дубинец и пианисту и композитору Ивану Соколову; собрание этих интервью вышло уже после смерти Волконского под названием «Партитура жизни». Теперь это издание двенадцатилетней давности, на страницах которого герой весьма откровенно (а иногда и нарочито провокационно) высказывается на всевозможные темы, дополнено трудом энциклопедического масштаба, дающим всестороннее представление о личности и привычках Волконского, о перипетиях его жизненного пути, о стиле его композиций, о его исполнительских подходах, о рецепции его искусства.

Группа редакторов-составителей – помимо Е. Дубинец в нее вошли выдающиеся музыканты, интерпретаторы ключевых опусов Волконского И. Блажков (инициатор и главный вдохновитель проекта) и пианист А. Любимов, преподававшая в Экс-ан-Провансе филолог и переводчица И. Микаэлян, исследователь культурного наследия русской эмиграции В. Бойков – представила результат многолетнего труда, осуществленного с опорой на документальную базу поистине гигантского объема. Книга делится на четыре большие части: «Тексты Волконского» (сохранившийся фрагмент мемуаров, фрагменты писем и интервью разных лет, аннотации к собственным дискам), «О Волконском» (воспоминания родных, друзей и коллег), «Теория» (давние и новые музыковедческие работы) и «Творчество» (обзор прижизненных рецензий и аннотированный каталог произведений, составленные, соответственно, Е. Дубинец и А. Любимовым). Всех представленных в сборнике авторов перечислить невозможно; среди тех, чьи тексты особенно содержательны и информативны, – ныне покойные Луи Мартинез (филолог-русист, близкий друг Волконского) и Елена Мурина (известный московский искусствовед). Особый интерес представляет «россыпь» воспоминаний видных музыкантов – композиторов и исполнителей – из бывшего СССР, знавших Волконского в его лучшие годы. Статьи, объединенные под рубрикой «Теория», охватывают практически все творческое наследие Волконского-композитора, включая редко исполняемые и малоизученные ранние и поздние опусы. Имеются также подробный хронограф жизни Волконского и QR-код к YouTube-каналу Andrey Volkonsky.

Эта мастерски составленная, тщательно отредактированная и богато иллюстрированная, весьма стильная во всех отношениях книга вполне могла бы называться «Всё об Андрее Волконском и его окружении». Вырисовывающийся при ее чтении образ Волконского, мягко говоря, противоречив. Мемуары разных авторов в той или иной форме подтверждают мнение скрипача и дирижера Льва Маркиза, обнародованное в его книге «Смычок в шкафу» еще в 2008 году: «Волконский – безмерно талантливый человек <…> во всех смыслах. Человек редкого ума, с колоссальной фантазией, безупречным вкусом, очень яркий артистически. Но прежде всего он личность, и музыкант он – прежде, чем композитор. <…> Волконский не принадлежал к типу композиторов, для которых сочинение музыки – единственный возможный способ существования. Интересы Андрея в жизни были слишком широки, ему было свойственно известное сибаритство». Судя по всему, ему были свойственны и другие качества, не способствующие поддержанию творческого тонуса. Соответственно, низкая продуктивность Волконского-композитора вовсе не была следствием «официальных запретов и невозможности услышать собственную музыку в живом исполнении» – при том, что его «Сюита зеркал» (1960) и «Жалобы Щазы» (1961–1962), безусловно, останутся в истории новой музыки как подлинно авангардные партитуры, выросшие на почти невозделанной почве и при этом не только технически зрелые, но и глубоко поэтичные, убедительно подтверждающие слова композитора, сказанные в одном из интервью: «Мне хочется писать просто красивую музыку, не боясь этого слова <…>». Талантливость автора этих партитур не вызывала сомнений даже у советских критиков, не одобрявших его направленность. Но в конечном счете Божий дар оказался реализован лишь в самой незначительной мере. «<…> Андрей Волконский был невероятно одаренным, даже гениальным дилетантом. И это во всем: и в творчестве, и в игре на клавесине, и в попытках заняться научными изысканиями» (А. Любимов). «В его мозгу и в его поведении невероятным и неразделимым образом переплавились высокие требования к собственному творчеству и леность, позволявшая ему месяцами не работать, подчинение собственным критериям этичности и зависимость от мнения советских журналистов, гордыня и обида на все на свете, поиск свободы и невозможность ею воспользоваться» (Е. Дубинец). Воздадим должное составителям: они представили «партитуру жизни» Волконского во всем диалектическом многообразии деталей, не смягчая острых углов и высвечивая как сильные, так и слабые стороны его личности, во многом типичные для российских художников и интеллектуалов-нонконформистов прошлого и настоящего. «Узелки времени» – в высшей степени увлекательное и поучительное чтение для всех, кто интересуется теорией и эстетикой музыки XX века, равно как и историей, культурой и, так сказать, антропологией российской/советской цивилизации.

Узелки времени. Эпоха Андрея Волконского. Воспоминания, письма, исследования / Автор проекта и главный редактор Игорь Блажков. Ответственный редактор Елена Дубинец. Составители: Игорь Блажков, Владимир Бойков, Елена Дубинец, Алексей Любимов, Ирина Микаэлян. Санкт-Петербург: Jaromír Hladík Press, 2022. 863 с.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи