В Санкт-Петербурге стартовал X Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.». Тема этого года: «Наследие Ballets Russes в XX–XXI столетиях». Фестиваль в этом году празднует свой юбилей, который совпадает со 110-летием самих дягилевских Ballets Russes. Интереснейшую программу собрала художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица.
Фестиваль открылся спектаклем «Посвящение Нижинскому» (“En Compagnie de Nijinsky”), который привезла труппа “Балет Монте-Карло”. Современные хореографы Жан-Кристоф Майо, Марко Гёке, Йохан Ингер и Йерун Вербрюгген отдали дань признания легендарному танцовщику Вацлаву Нижинскому.
Два балета «Свадебка» Татьяны Багановой (екатеринбургский театр «Провинциальные танцы») и «Весна священная» Брендана де Галли (Eriu Dance Company, Ирландия) исследуют языческие миры – древнеславянский и кельтский. «Свадебка» была создана около 20 лет назад, стала сенсацией и получила высшую российскую театральную премию «Золотая маска». Этим спектаклем Баганова когда-то заявила о себе как мощный хореограф. Опус давно не танцевали, но его сохранили и специально для фестиваля вернули на сцену. «Весна священная» – постановка легендарного мастера ирландского танца, лауреата множества международных премий в области танца, экс-солиста ансамбля Riverdance Брендана де Галли, посвятившего спектакль ирландскому народу. Это история о людях естественных, страстных, чувственных и религиозных.
В программе «Pure Dance» («Чистый танец») предстанет суперзвезда, прима лондонского Королевского балета Наталья Осипова. «Увядающие листья» на музыку Антонина Дворжака, поставленные Энтони Тюдором, Осипова исполнит со знаменитым американским танцовщиком Дэвидом Холбергом. С ним же она исполнит «Грустный вальс» Яна Сибелиуса в хореографии Алексея Ратманского. На вечере также будут показаны номера «Трепет» Ивана Переса на музыку композитора-минималиста Нико Мьюли, ученика Филипа Гласса, «Шесть лет спустя» израильского хореографа Роя Ассафа на музыку «Лунной сонаты» Бетховена. Своими партнерами Осипова избрала блистательных танцовщиков Джейсона Киттельбергера и Джонотана Годдарда.
Спектакль «Идиот» японского хореографа Сабуро Тэсигавары (труппа Karas) формально не имеет отношения к репертуару Ballets Russes, но по уровню новации, по неординарной подаче сочинения – это абсолютно дягилевский феномен. Поставлен балет был в прошлом году, премьера состоялась в театре Шайо в Париже. Хореографический язык включает классический балет, буто и элементы свободного танца. 67-летний танцовщик и хореограф Сабуро Тэсигавара более часа не уходит со сцены. Его партнерша Рихоко Сато – универсальное воплощение женщин в спектакле, не только Настасьи Филипповны. А в образе, который представляет танцовщик, собрано несколько противоречивых персонажей, среди которых и князь Мышкин, и Рогожин.
Завершится фестиваль 1 декабря спектаклями гигантов современного танца хореографа Матса Эка и танцовщицы Аны Лагуны. Будут исполнены две хореографические миниатюры: «Память» на музыку Нико Рельке, где, подобно Бергману, Эк с психоаналитической дотошностью исследует аспекты альянса мужчины и женщины длиною в жизнь, и «Топор» на музыку Альбинони, исповедальная правда о мире внутри себя и о любви в ее совершенном несовершенстве. Также зрители смогут увидеть фильм «Старуха и дверь», где танцует мать Эка, Биргит Кульберг, знаменитая танцовщица, хореограф и основательница труппы «Кульберг-балет», которой впоследствии руководил Матс Эк, и несколько фрагментов из фильмов-балетов «Дом Бернарды Альбы» (1978), «Кармен» (1994) и «Джульетта и Ромео» (2013, Шведская Королевская опера).