Найти свой импульс События

Найти свой импульс

В Граце прошли академия/фестиваль/конкурс по современной музыке Impuls-2023

Специальные программы с музыкальными играми и променадами по городу, лекции-дискуссии от крупнейших композиторов, плотная программа концертов и множество трансдисциплинарных практик – что происходило на тринадцатой академии и восьмом фестивале Impuls.

Молодые композиторы – часто Христофоры Колумбы, мечтающие об открытии своей Новой земли. Становиться таким первопроходцем все сложнее: кажется, все самые экспериментальные звуки найдены, радикальные перформансы придуманы, а найти свой голос почти невозможно. А как учиться созданию музыки, не «заковываясь» в чьи-то готовые модели и не изобретая велосипед? Многие начинающие авторы в поисках ответов направляются на тематические образовательные проекты. Impuls в австрийском Граце – одна из таких магнетических точек, куда уже двадцать пять лет стягиваются любители актуальной музыки. Каждые два года здесь проходят обучение не только композиторы, но и исполнители. Количество желающих огромно, в этот раз приехало 240 человек из пятидесяти стран и пяти континентов, а также более двадцати тьюторов и почти полтора десятка ансамблей.

Проект собирается из трех сильных течений: академия – образовательная дневная часть с лекциями и дискуссиями, индивидуальными занятиями, спецпрограммами и репетициями; фестиваль – ежедневные концерты различных ансамблей, а также конкурс композиторов – пять пьес победителей исполняет топ-ансамбль современной музыки Klangforum Wien. Но реального деления не ощущается: концерты естественным образом вырастают из обучающих программ и спецпроектов для композиторов и музыкантов, call for scores для молодых ансамблей-участников и конкурсных пьес-победителей. На фестивале возникает среда единомышленников, где музыканты из разных уголков мира включаются в интенсивные дискуссии на лекциях и после них, в перерывах концертов, за обедом и ужином, а также просто общаются, знакомятся и налаживают творческие контакты.

Комментарий участницы Impuls-2023 Елизаветы Лобан:

«В Белоруссии нет такого разнообразия программ, нет среды вокруг современной музыки, нет возможности познакомиться с таким количеством композиторов. Мне нравится, что на Impuls совмещаются концертная и образовательная программы, и нет единой линии в выборе тьюторов и ансамблей – можно выбирать. Здесь есть возможность открытого общения с композиторами».

Фото: © Uli Templin

Прогулка по Грацу

График жизни на курсах плотный, успеть всё физически невозможно, и приходится выбирать – дослушать лекцию или пойти на концерт/презентацию проекта, благо многие события происходят на расстоянии двух шагов в разных пространствах Университета искусств в Граце – KUG. Правда, и сам город манит погулять по уютным летним улочкам, по парковым аллеям или забраться на небольшую гору в самом центре города. Осуществить желание получилось на спецпроекте с композитором Клаусом Лангом In-Situ – translucent spaces. Участники в течение всего курса готовили сайт-специфик перформанс – звуковую прогулку по центральной части города. Каждую из точек, будь то дорожный перекресток, парк, церковь, берег реки или пещера внутри горы, одиннадцать молодых композиторов превратили в пространственные инструменты. Например, внутри церкви участники ходили с металлическими пластинами и тибетскими чашами и создавали звенящий гул. Откликом стал органный образовательный центр, в котором одновременно звучали около десятка разных органов – услышать такой метаорган само по себе огромное впечатление, даже вне контекста перформанса.

Комментарий участника перформанса композитора Романа Пархоменко:

«В первые дни Клаус Ланг сделал для нас экскурсию по Грацу. Меня заинтересовали многие места, но я сразу влюбился в тоннель Dom im Berg. Невероятный лифт, проходящий с самой вершины вглубь с неоновым светом, идеально пересекался с главным интересом моих последних творческих поисков. Меня поразило, насколько это место не вписывается в жизнь города. Я увидел его как постапокалиптический мир, а граффити на стенах – как наскальную живопись. Мне было важно полностью использовать пространство так, чтобы оно стало инструментом. В нем множество звучащих объектов – труб, лестниц, вызвавших у меня ассоциации и с католическими колоколами, и с той же постапокалиптической эстетикой. Место побудило меня сделать видео, которое смонтировала видеохудожница Саша Голикова, и я использовал его в перформансе».

Dom im Berg

Композиторы

Спецкурсы на Impuls очень разные: есть однодневные – типа читок партитур ансамблем Klangforum Wien или разборы пьес с дирижером Иоханнесом Калицки, – а есть воркшопы по несколько дней. Практическая работа над проектом «здесь и сейчас» предполагает одну проблему: быстро сделать глубокую и проработанную вещь для композитора невозможно, требуется время на продумывание концепции, на техническую работу. Поэтому даже на интригующих проектах, типа курса Бернхарда Ланга по созданию музыкальных игр, представили презентации, несложные задумки или ранее заготовленные проекты. Например, устроили интерактив «Музыкальное бинго» от Рафаэля Бельфьоре. Правила стандартные для бинго, только вместо цифр в бланках нужно вычеркивать прозвучавшие приемы игры из новой музыки: шумы, шепот, тянущиеся аккорды, «дыхание» аккордеона и другие.

На презентации проекта «Expect te Unexpected: The Writing Game» c Бернхардом Лангом. Фото: © Uli Templin

Занятия с тьюторами проходят в традиционном режиме – индивидуальные часы плюс возможность спецпрограмм, на которые участники проходят отбор. Большинство наставников этого года были из Австрии, Франции и Италии, известные композиторы среднего поколения – Франческо Филидеи, Марко Строппа, Марк Андре, Франсуа Саран, Фрэнк Бедросян, Бернхард Ланг, Дмитрий Курляндский, Клара Ианнотта и другие. Каждый тьютор находит свой подход к студенту, чтобы за час найти тот самый импульс, индивидуальный для каждого конкретного автора. Часто профессора спрашивают перед началом занятия, что для тебя сегодня важно, какой вопрос о музыке волнует, а когда смотрят партитуры, то не только комментируют работу, но и рекомендуют референсы из сочинений других авторов или произведений культуры.

Комментарий участницы Impuls-2023 композитора Алины Мухаметрахимовой об уроке с Пьерлуиджи Биллоне:

«Биллоне важно донести мысль до студента, и он будет использовать язык тела, будет рисовать на доске, будет танцевать. Он знает, что хочет донести, и очень хорошо умеет это делать. Как преподаватель он прекрасен. Особенно если не пытаться с ним спорить».

Пьерлуиджи Биллоне и исполнитель пьесы Mani. Gonxha Альберто Анхаус. Фото: © Uli Templin

Каждый из тьюторов представляет подробную двух с половиной часовую лекцию с дискуссией в рамках дневной программы, и даже курс этих лекций стоит того, чтобы приезжать на Impuls. Эстетические, пространственные, концептуальные, технологические категории – авторы лекций разбирали самые разные стороны искусства и музыки, подсвечивая их через свою творческую практику. Фрэнк Бедросян, к примеру, рассказывал о понимании музыки как текстового жеста, о необходимости постоянного творческого поиска; Франсуа Саран размышлял о подходах к междисциплинарным практикам, Дмитрий Курляндский – о «токсичности» музыки в контексте ее длительной истории; Клаус Ланг – о пространстве, симметриях в визуальном искусстве и понятии интермедиальности, а Филидеи комментировал природу движений в его сочинениях и оперу «Джордано Бруно».

Музыканты

В постпандемийные годы политика Impuls в отношении музыкантов немного изменилась, и возможность принять участие отдельному исполнителю вне ансамбля почти исчезла. Помимо трансдисциплинарных проектов, ориентированных на всех желающих, исключение составил курс для вокалистов.

Подробнее о своем опыте рассказал участник Алексей Коханов:

«Для меня основной приманкой была обещанная работа с Беатом Фуррером. Я выучил его сольное сочинение и привез на курсы. Но я не ожидал, что будет настолько интересно заниматься с ансамблем Cantando Admont, с музыкантами и с руководительницей Кордулой Бюрги, – это был мощный опыт. Например, мы озвучивали пьесу Akusmatа Фуррера, действительно, очень сложное сочинение, где была важна именно ансамблевая работа, выверенные гармонические соединения. Впечатлило и взаимодействие с самими композиторами: кроме Фуррера, удалось поработать с Петером Аблингером над его пьесами Studien nach der Natur. Когда композитор участвует в репетиции, то добавляется очень много смыслов, возникает совсем другое восприятие произведения».

Беат Фуррер и Алексей Коханов. Фото: © Uli Templin

Вокальный концерт и выступления Cantando Admont вышли в явный топ по уровню исполнения и качеству музыки. Например, Studien nach der Natur Аблингера – это совершенно очаровательные зарисовки разных образов природы, где исполнители голосами звукоподражают дуновению ветра или каплям дождя. Потрясло и исполнение хора Клауса Ланга Die Wimpern des himbeerfarbenen Mondes/Marienau на огромной концентрации с выдержанными звуками: ансамблю удалось добиться невероятной деликатной тонкости микротоновых сдвигов, с едва заметными движениями голосов.

Другой известный гость на фестивале – Quatuor Diotima, с двумя концертами музыки тьюторов и студентов академии. Мой личный фаворит – пьеса Клары Ианнотты Dead wasps in the jam-jar (iii), абсолютный шедевр работы над тембрами квартета и едва заметного включения синусоидальных волн, словно прорастающей из голосов инструментов. Можно воспринять пьесу через буквальные ассоциации и почувствовать себя осой на дне банки варенья и смотреть на мир в другом пространстве и времени, оказаться в слоу-моушен реальности и услышать мир через новую призму.

Крупнейший австрийский ансамбль Klangforum Wien — постоянный участник Impuls. Не выступая в этом году в качестве тьюторов для музыкантов, они посетили Грац только в заключительные два дня и исполнили пьесы победителей конкурса. Ностальгическое действо от Малин Бонг Blooming brume связано со звуковыми воспоминаниями из детства в маленьком городе. Ее прошлое запомнилось ей как смешение шумов с фабрик и заводов, голосов людей и отголосков классической музыки. Подобный звуковой слепок оказался и в партитуре, зафиксированной при помощи шумовых инструментов, голосов через громкоговорители, шорохов инструментов и периодически возникающих фрагментов из вступления «Травиаты». Пьеса Ash Анны Корсун погрузила в тактильно бьющуюся плотную материю звуков, медленно расползавшуюся из унисонов по микротонам и с трудом взбиравшуюся вверх. Заметно отличалось сочинение Орена Боне Go to the Ant: немного похожая на саундтрек к приключенческому фильму, с той же массой энергичных, бодрых эпизодов, с упругими ритмами, она абсурдно переосмысляла библейское высказывание «Иди к муравью».

Трансдисциплинарность

Большинство практических программ Impuls связаны с междисциплинарными практиками, мультимедийными и концептуальными подходами – их можно было наблюдать буквально каждый день. Главный управленец всей махиной Impuls Уте Пинтер отметила, что так меняется мышление композиторов в последние годы, в соответствии со сменами в мире вокруг. По ее словам, авторам сейчас становится все сложнее, ведь теперь для достижения качественного результата часто нужно разбираться не только в музыке и звуке, но и в видео, монтаже, в перформансе, а иногда и программировании.

Технологии все активнее проникают в эксперименты ребят. Один из сильных проектов Impuls – Performing augmented reality. New solo Electronic Music – прошел во время традиционного дня MinuteСoncerts: каждые два часа в разных галереях Граца исполняются небольшие концерты. Несколько молодых авторов, кто-то сольно, кто-то в команде, создали новые интерфейсы – гибридные приборы из различных объектов, взаимодействующих с электронным звуком. Их расставили по всей галерее, и Дэвид Гальярди переходил от одного к другому, управляя то светом, то звуком, используя разные девайсы. Исаак Блумфилд в пьесе Eardrum создал саунд-объект из малого барабана и прикрепленной к нему машинки, а исполнитель играл на нем при помощи волн синтезатора; команда GONaD из обучающихся в Граце работала с мембранами больших колонок в качестве инструмента. Получился любопытный стык инсталляции и перформанса, который имеет потенциал выйти за пределы лабораторного эксперимента.

Исаак Блумфилд. Фото: © Uli Templin

Многие приглашенные ансамбли и участники программ специализируются на трансдисциплинарных подходах: немецкие коллективы в резиденции HandWerk и Decoder, выступившие в роли тьюторов, датский ансамбль NEKO3, швейцарский VanProject и Kollektiv Unruhe. В стихию перформативности включились ансамбли и из образовательных институций – PPCM-Ensemble из Граца, IEMA-Ensemble – молодежная программа Ensemble Modern или zone expérimentale basel из Академии Базеля. PPCM-Ensemble принимал участие в нескольких концертах, один из них – KonzeptMusik с австрийским композитором Петером Аблингером и пьесами, отобранными по call for scores. Стройность концерта создали интермедии из слайдов пьес Йоко Оно. Один из них гласил: Draw a line with yourself. Go on drawing until you disappear («Нарисуй линию с самим собой. Продолжай рисовать, пока не исчезнешь»). Линия началась из унисона в бережной пьесе 5 Angels in a square Альберто Анхауса в самом начале концерта и постепенно подвела к финалу от Саши Чен A performance guideline for my future funeral («Руководство по проведению моих будущих похорон»). Перформанс проходил в холле, где один из перформеров (судя по всему, автор) лежал на столе. Остальные участники окружили его с микрофонами и словно пытались пробудить его электрическими разрядами, прикасаясь к телу с соответствующими жестами и звуками. Завершилось действо ритуальным кругом из участников и зрителей презентации.

Саша Чен A performance guideline for my future funeral. Фото: © Uli Templin

Ансамбль

Каждый ансамбль обязательно включал в программу call for scores для участников, что весьма внушительный бонус для молодых композиторов: можно поработать с отличными коллективами и услышать свою пьесу на концерте. Когда-то Беат Фуррер и Эрнст Ковачич создавали именно академию, поэтому акцент в сторону образования и практики участников сохраняется и сейчас. Для молодых ансамблей тоже большой плюс – иметь возможность поработать над пьесами с создателями, причем не только с участниками, но и с профессорами академии. К примеру, ансамбль zone expérimentale basel помимо call for scores исполнял пьесы четырех профессоров – Фрэнка Бедросяна, Клары Ианнотты, Дмитрия Курляндского и Франческо Филидеи. Пьесы были разделены на два концерта: убойный дуэт рояля и ударных Edges Бедросяна завершал первый, а перформативная пьеса L’Opera (forse) Филидеи – второй, в заключительный день фестиваля Impuls. Если в пьесе Бедросяна бесконечное количество звуков было найдено в экспрессивной игре рояля – как на клавишах, так и на струнах, а также в батарее ударных, то у Филидеи в дело пошли шумелки, крутилки, дуделки и даже мыльные пузыри, а рассказчица поведала нелепую историю невозможной любви рыбы и птицы с прозаичным для них финалом, заканчивающимся шутливо-абсурдным Lacrimosa и рецептом из кефаля и рябчика.

Комментарий Дмитрия Баталова, участника ансамбля zone expérimentale basel:

«В работе с Франческо и Фрэнком меня тронула их живость и трепетное отношение к звуку, который рождается в моменте работы над пьесами. Выражалось это по-разному. Фрэнк – человек полного полета фантазии, для которого всяческая фиксация упрощает живое творчество. С ним доходило до того, что на каждой репетиции текст менялся на 30-50 процентов: то мы вдруг находили новый звук, то он сам говорил, что нужен другой прием. Сначала это выводило из зоны комфорта, не было понятно, на что ориентироваться и как учить, но после второй-третьей репетиции появилась гораздо более активная работа слуха, воображения. Перестаешь приклеиваться к одному результату, а ловишь состояние, в котором каждый раз будет рождаться новое звучание. И в этом возникает та жизнь, которую Фрэнк больше всего и искал.

А у Франческо мы играли очень сложную перформативную пьесу L’Opera (forse) для шести исполнителей, где каждый апеллирует очень большим количеством предметов: свистков, маленьких ударных инструментов, ложек, вилок, тарелок, свечек, бутылок, стаканов, бокалов, шлангов – полный набор. Мы думали, что основная часть времени будет уходить на работу над весьма непростым энергичным ритмом, но на репетициях поняли, что фокус внимания не там: техничность придет сама, спустя время, проведенное с музыкой. Композитор же обращал внимание на специфику звука каждого инструмента. У него было больше привязки к изначальным представлениям о партитуре, он даже заменил нам некоторые свистки, прислав из дома те же, что были на первом исполнении. С Филидеи получилось более директивное сотворчество, но именно сотворчество, поэтому наши новые тембры тоже смогли вписаться в его картину.

Таким образом, это два совершенно разных, но очень живых, чутких, настоящих подхода к поиску звука. Наверное, мы ради этого и живем: ни только ради того, чтобы вынести все на сцену, а чтобы перейти на другой уровень отношения к музыке».

P.S.

Что будет твоим импульсом – никогда не знаешь. Одного зацепит идея на лекции, другого взбудоражит чья-то пьеса, третьего изменит общение с коллегой из другой страны. Не стоит ждать, что, посетив академию/фестиваль, перевернутся все представления о музыке, но найти свой импульс среди программ, практик и концепций шанс точно есть.

 

На фото вверху: Quatuor Diotima. Фото: © Uli Templin

Благодарим боярина за ласку События

Благодарим боярина за ласку

Большой театр показал «Царскую невесту» в Петербурге

«Подмосковные вечера» в Сочи События

«Подмосковные вечера» в Сочи

Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna выступил в Сочи

«Шелест леса» и космические ритмы События

«Шелест леса» и космические ритмы

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступил под управлением Феликса Коробова в рамках абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик»

Диснейленд или музей? События

Диснейленд или музей?

В Российском национальном музее музыки открылась интерактивная выставка «Музыкальная эволюция: от камней до нейросети»