Назад в Черемушки События

Назад в Черемушки

Чувашский театр оперы и балета представил на сцене «Геликон-оперы оперетту Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки»

Наблюдая за неуклонным расширением территории Москвы, хочется порой несколько часов поностальгировать по прошлому, когда город еще был не столь громаден. Именно такой шанс предоставляет единственная оперетта Дмитрия Шостаковича «Москва, Черемушки», написанная на сатирическое либретто В.Масса и М.Червинского. Доступная и легко воспринимаемая музыка композитора насыщена популярными жанрами вроде городского романса и галопа, а также множеством цитат, в том числе и из собственных сочинений.

Нынешнюю интерпретацию сочинения, популярного на отечественной сцене, представляет Чувашский театр оперы и балета. Его репертуар охватывает широкий спектр жанров разных эпох, включая и современность, так что «Москва, Черемушки», премьера прошлого года, хорошо вписывается в общий контекст. Приглашенный режиссер Дмитрий Отяковский сотрудничает с разными российскими театрами, включая Мариинский театр, ДМТ имени Н. Сац и «Геликон-оперу», на сцене которой и был показан спектакль в рамках VIII фестиваля «Видеть музыку», традиционно проходящего  при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив.

Авторы постановки взяли лучшие идеи из оригинального либретто и развили их со вкусом и любовью к первоисточнику. Поначалу зрителей могут смутить футуристические интерьеры учреждения «корректировки временных аномалий», где наши герои по новой концепции работают вместо Музея истории Москвы, но разница не сильно влияет на действие. Агенты-лаборанты отправляются в Москву 1959 года для решения извечного квартирного вопроса, и далее принципиальных отклонений от сюжета нет.

Изначально заложенная интерактивность, где персонажи то и дело обращаются к залу и даже вмешиваются в работу дирижера, полностью оставлена и усилена в постановке. Так, артисты хора маршируют через зал на радость зрителям, а вредный управдом/управхоз Барабашкин то и дело обращается к залу и к дирижеру (можно сравнить его роль с кукловодом, дергающим за ниточки). В антракте зрителям устроили пародию на советские выборы: их настойчиво призывали пройти на второй этаж театра и проголосовать за/против продолжения спектакля, оценить «режиссерские интерпретации классических произведений». В это же время с мониторов зачитывались фрагменты знаменитого памфлета «Сумбур вместо музыки», где «Леди Макбет» заменили на «Москву, Черемушки».

Минималистичное оформление сцены (художник – Оганес Айрапетян) с подвешенными геометрическими фигурами в духе конструктивизма, видимо, призвано сосредоточиться на действующих лицах и музыке. Костюмы в советской части сюжета выдержаны в спокойных оттенках серого (серая действительность?), где выделяется только платье в цвете фуксии жены Дребеднева Вавы.

Коллизии сюжета закручиваются вокруг влюбленных парочек, соединенных чувствами, ранжирующимися от горячей любви до ссор и склок. Шостакович прописал им откровенно невыразительные и похожие друг на друга музыкальные номера, так что дифференцировать их можно лишь по актерской игре. Борис Корецкий (Сергей Кузнецов) заигрывает с Лидочкой Бабуровой (Маргарита Финогентова), которая его не воспринимает всерьез. Недавно сыгравшие свадьбу Александр Бубенцов (Дмитрий Алексеев) и Маша Бубенцова (Софья Волкова) переживают былые времена в дуэте «Когда по улицам брожу» – наиболее трогательной сцене спектакля. Сергей Глушков (Иван Снигирев) и Люся (Алиса Шалгинова) просто счастливы друг с другом. И, наконец, подкаблучник Дребеднев (Константин Москалев) и его жена, капризная «стерва» Вава (Елена Соколова), явно повстречались не по любви и, в конце концов, расстаются.

Константин Москалев – Дребенев и Елена Соколова – Вава

Но, как бы ни были интересны вполне серьезно поданные душевные переживания героев, наибольший интерес и приз зрительских симпатий уходит управдому Барабашкину (Владимир Ашмарин). Благодаря его выразительной мимике и утрированно-едкому голосу ожил хорошо узнаваемый образ коррумпированного чиновника, который, в сущности, мелкая сошка, наслаждающаяся кратковременным приливом административного восторга. Но какой обаятельный получился персонаж!

Константин Москалев – Дребенев и Владимир Ашмарин – Барабашкин

Хорошо отыгранный спектакль ничего не стоит без хорошего музыкального исполнения, и дирижера Чувашского театра Никиту Удочкина можно только поздравить. И лихие марши, и сентиментальные вальсы прозвучали у него с энтузиазмом, симпатично солировали духовые инструменты (и без единой фальши!). Дирижера также включили в драматическую  канву спектакля, и интересно было наблюдать за его взаимодействием с артистами и с залом. Где-то он нахмурился, где-то развел руками, где-то покачал головой, сняв беретку (вместо привычного фрака на нем был стилизованный костюм мастерового). Отлично проявил себя и хор, перед которым были поставлены сложные мизансценические задачи: когда приходилось спускаться в зал по боковым лестницам, звук с разных сторон доходил с опозданием, но тем не менее ансамбль сохранял свою синхронность.

«Москва, Черемушки» будет актуальна всегда, пока людям нужна крыша под головой, а сердца пылают любовью. И подобная интерпретация здорово поддерживает веру в вечные идеалы, так что постановщикам отдельное спасибо за этот легкий, веселый спектакль.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады