Назначен новый художественный руководитель Санкт-Петербургского ГАСО

14.10.2020
Назначен новый художественный руководитель Санкт-Петербургского ГАСО

Новый худрук и главный дирижер СПб ГАСО –  классический представитель петербургской интеллигенции. Игорь Томашевский – выпускник Санкт-Петербургской консерватории, более того, он учился у легендарного дирижера – Эдуарда Серова, который в свое время (с 1974 по 1985 годы) возглавлял Ленинградский оркестр старинной и современной музыки (современный СПб ГАСО). Для взыскательной петербургской публики, которая знает и чтит культурные взаимосвязи и традиции, и, конечно, самих музыкантов, очень важна такая преемственность, связь поколений.

Кроме того, Томашевский давно и плодотворно работает с оркестром. Сотрудничество академического коллектива и молодого дирижера началось более пяти лет назад. Тур по Южной Корее, где Томашевский и СПб ГАСО представляли Петербург в рамках культурного диалога Кореи и России, прошел с грандиозным успехом. Впоследствии дирижер не раз выступал вместе с оркестром. С одной стороны Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр – хранитель ленинградских-петербургских музыкальных традиций. С другой – он был создан в конце 60-х, времени «оттепели», годов, пропитанных духом свободы, новых открытий и решений. Не забудем, что коллектив был создан в ответ на прогрессивный для того времени запрос на оркестр старинной (редко звучащей) и современной музыки. Поэтому руководство оркестра, приглашая на должность художественного руководителя ученика одного из ярчайших дирижеров в истории коллектива – Эдуарда Серова, пытается свести все это воедино: традиции, преемственность поколений. С другой стороны, приглашая представителя нового поколения, оркестр показывает, что готов выйти на новый виток развития.

По словам самого Игоря Томашевского: «У дирижерской профессии, на мой взгляд, есть утилитарно-приземленная, техническая сторона. В большом сообществе музыкантов, которые должны играть вместе слаженно, дирижер становится тем, кто помогает процессу игры: контролирует этот процесс, подсказывает что-то. Музыканты, находясь на сцене или в оркестровой яме, могут не слышать друг друга. Технологическая роль дирижера – это необходимая составляющая. Хотя небольшие камерные оркестры прекрасно играют сами, без дирижера. Есть и другая сторона профессии — идейное вдохновение, способность убедить оркестрантов и слушателей в своей концепции, в своем видении, привнести это видение в исполнение. Эти два аспекта более чем объясняют природу профессии. Причем, мне кажется, в современном мире, когда исполнительский уровень очень высок, для дирижера вторая составляющая становится все более и более важной».

Кстати, молодой художественный руководитель будет у оркестра уже не первый раз. Василий Петренко – ныне один из самых ярких и востребованных дирижеров современности – возглавил СПб ГАСО, когда ему было всего 28 лет.

Игорь Томашевский закончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова по двум специальностям: «композиция» (класс профессора А.Д. Мнацаканяна) и «дирижирование» (класс народного артиста России, профессора Э. А. Серова). В 2012-2014 годах возглавлял Камерный оркестр Новгородской областной филармонии имени А.С. Аренского.

Работал с оркестрами Английской национальной оперы и Парижской национальной оперы, Эстонским национальным симфоническим оркестром и Литовским государственным симфоническим оркестром, сотрудничал с выдающимися оперными и балетными коллективами, среди которых Национальная опера Бергена (Норвегия), Парижская национальная опера, Театр балета им. Леонида Якобсона. Дирижер оперных и балетных спектаклей на сцене Эрмитажного театра, а также дирижер Михайловского театра.