Традиционно в январском номере «Музыкальная жизнь» напоминает о событиях второй половины сезона, на которые стоит обратить внимание. Мы намеренно исключили из списка «Садко» в Большом театре, так как о возвращении Дмитрия Чернякова в Москву мы пишем в рубрике «Тема номера».
14 февраля
МКЗ «Зарядье»
Роландо Вильясон / Ксавье де Местр
В рамках промотура предстоящего совместного альбома, который ожидается летом на лейбле Deutsche Grammophon, звезда мировой оперной сцены – мексиканский тенор Роландо Вильясон и «золотая арфа» Франции – Ксавье де Местр – представят московской публике программу «Латиноамериканская серенада». Музыканты никогда прежде не выступали вместе в камерных концертах – и тем интереснее, как будет выстроен диалог между такими исключительными артистами.
Их творческие пути пересеклись в увлеченности музыкой Латинской Америки. Для Вильясона это естественное притяжение, объяснимое связями с культурой региона, где он родился. Что же касается де Местра, то дуэт с Вильясоном продолжит историю, начатую в 2017 году, когда арфисту довелось поработать с легендой фламенко – 82-летней испанской танцовщицей, женщиной, безупречно владеющей искусством игры на кастаньетах, – Лусеро Теной. Для дуэта де Местра и Вильясона – голоса и арфы – специально были сделаны обработки сочинений таких представителей латиноамериканской музыки, как Эйтор Вила-Лобос, Альберто Хинастера, Сильвио Родригес, Мария Гревер, Карлос Гуаставино. Билетов не достать, желающие узнать больше о сарсуэле заблаговременно обеспечили концерту аншлаг.
13, 15 и 24 февраля
Мариинский театр, вторая сцена
Родион Щедрин. «Лолита»
Пожалуй, главное событие февраля – петербургская премьера оперы Родиона Щедрина «Лолита» по одноименному роману Владимира Набокова. Созданная в 1992 году, она впервые прозвучала в 1994-м в Стокгольме, на шведском языке. Музыкальное руководство постановки тогда осуществлял Мстислав Ростропович. На протяжении долгого времени большим препятствием для сценического воплощения этой партитуры Щедрина оставался вопрос юридических отношений: вплоть до 1998 года Голливуд безраздельно владел правами на сюжет скандального романа. Спустя почти десять лет «Лолита» добралась до России – Георгий Исаакян поставил ее в Пермском театре оперы и балета, и затем вновь наступило затишье. В родной для Щедрина Мариинке исполнялись только фрагменты из «Лолиты».
Теперь же на сцену Мариинки-2 переносят постановку Национального театра в Праге. Это свежий спектакль текущего сезона, использующий оригинальное либретто – на русском языке. На титульную партию приглашена одна из главных исполнительниц щедринского репертуара в Мариинском театре – Пелагея Куренная. «Для меня “Лолита” – это попытка ощутить, понять и объяснить, что такое красота, что такое женская привлекательность и тяга», – говорит композитор.
3 марта
МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Петер Этвёш. «Три сестры»
На «Золотую Маску» привезут «Трех сестер» – спектакль, ради которого вся продвинутая критика устремилась прошлой весной в Екатеринбург. Признанная одной из важнейших партитур в европейской оперной музыке второй половины прошлого века, она получила воплощение в театре «Урал Опера Балет», чей репертуар в последние несколько лет регулярно пополняется за счет сочинений таких композиторов, как Филип Гласс, Мечислав Вайнберг, Богуслав Мартину. В этом ракурсе кажется закономерным то, что «Трех сестер» Петера Этвёша по мотивам драмы Чехова, поставили именно в передовом Екатеринбурге, а не силами театров главного российского мегаполиса. Этвёш лично участвовал в репетициях, дирижировал вторым оркестром. Он также санкционировал использование альтернативной редакции, главное отличие которой от оригинальной в том, что она менее требовательна к составу исполнителей – вместо мужских контральто главные партии поют меццо-сопрано. Над постановкой трудилась команда во главе с режиссером Кристофером Олденом.
22 апреля
МКЗ «Зарядье»
Франко Фаджоли, камерный оркестр Il Pomo d’Oro, Максим Емельянычев
В Москву возвращается Франко Фаджоли – контратенор, претендующий на статус «наиболее востребованного в мире», первый среди обладателей самого высокого мужского голоса, удостоенный такой привилегии, как эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon. Начиная с 2015 года вышло три альбома певца, двум из которых удалось собрать внушительный комплект наград профессиональной критики. На последний день января другой уважаемый лейбл – Erato – назначил релиз диска «Агриппина». Эта опера Генделя, записанная в студии чуть больше, чем за неделю, и, помимо Фаджоли, спевшего партию Нерона, примечательна звездным составом: Фаджоли вновь встретился с Джойс ДиДонато – вместе они участвовали в постановке «Агриппины», осуществленной Барри Коски в Ковент-Гардене прошлой осенью, а из присоединившихся были Якуб Йозеф Орлиньски – еще один герой контратенорового клана, и отличный баритон, близкий родственник Томаса Хэмпсона – Лука Пизарони (к слову, Пизарони ждут в Москве с первым сольным концертом). Диск многообещающий, как и предстоящий визит Фаджоли в российскую столицу. В прошлый раз, на фестивале «Опера Априори» в 2017-м ему аккомпанировал камерный оркестр Musica Viva, а ныне приедут музыканты из Il Pomo d’Oro, естественно, сопровождаемые своим главным дирижером Максимом Емельянычевым.
21 мая
МКЗ «Зарядье»
Семен Бычков и Чешский филармонический оркестр
Еще несколько лет назад Чешский филармонический оркестр напоминал потерянного в большом городе ребенка. Йиржи Белоглавек, дирижер титулованный, маститый (ему единственному после Герберта фон Караяна удалось в свое время стать обладателем премии Gramophone два года подряд) возглавлял коллектив вплоть до своей кончины в 2017-м, и, вероятно, это состояние медленного угасания человека некогда деятельного, не самым лучшим образом сказалось на общем настроении музыкантов. Когда на горизонте возникла фигура выходца из России – Семена Бычкова, дела пошли в гору. Оркестр желал видеть в нем родителя, способного заняться воспитанием чада. Бычков, дирижер, умеющий добиваться своего, установил новые правила игры – в репертуаре оркестра будет соблюден баланс между лучшими образцами симфонической европейской и русской музыки, классиками чешской национальной композиторской школы и новыми партитурами. Парадоксально, но до Бычкова никто в Чешском филармоническом не поднимал вопрос заказа музыки современным авторам. Бычков настоял, и его послушали.
Кроме этого, Бычков – большой поклонник долгоиграющих проектов. В прошедшем году он завершил запись симфоний Чайковского и уже принялся за следующий цикл – малеровский. Именно с Малера начался в пражском Рудольфинуме сезон Чешского филармонического оркестра (Бычков сделал ставку на грандиозную Вторую симфонию «Воскресение» с ее многочисленными театральными эффектами) и с Малером же коллектив появится в Москве – в «Зарядье» прозвучит Четвертая симфония, заключительную часть в которой исполнит израильская певица Хен Райс.
17 июня
Новая сцена Большого театра
Моцарт. «Дон Жуан»
По необъяснимым причинам Москва не жалует «Дон Жуана». Или, наоборот, – он ее… Один из популярнейших в мире оперных шедевров Моцарта до обидного скудно представлен в репертуаре столичных театров. Постановка Александра Тителя в МАМТ все еще держится в афише, но по сути уже превратилась в блеклую копию премьерной версии. Стратегия театра – играть «Дон Жуана» не серией, а раз в несколько месяцев – серьезно подпортила общую картину: нарушилось чувство ансамбля, ослабли взаимосвязи солистов с оркестром – отсюда досадные вступления не вместе и множество других технических недочетов, сказывающихся на общем впечатлении от исполнения… Что касается Большого театра, то здесь и вовсе «Дон Жуан» – гость, которого ждут десятилетиями. В последний раз его возвращение случилось в 2010-м, когда Дмитрий Черняков еще активно работал в Москве. Его «Дон Жуан», сделанный Большим в копродукции с фестивалем в Экс-ан-Провансе, Театро Реал в Мадриде и оперной компанией Торонто, прожил недолго, несмотря на присутствие тогда еще не такого раскрученного и модного, а скорее андеграундного Теодора Курентзиса за дирижерским пультом и игру на жильных струнах, с привлечением исторических духовых и ударных инструментов. Музыкальную часть в новой постановке-2020 берет на себя Туган Сохиев, а режиссерскую концепцию сочинит Семен Спивак, хорошо известный петербургским театралам.
16 июля
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Гендель. «Тамерлан»
В разгар лета московская филармония запустит монографический фестиваль «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний». В концертном исполнении будет представлена оперная трилогия, созданная композитором в 1724 году и поднявшая его театр на небывалую высоту: «Юлий Цезарь в Египте», «Тамерлан» и «Роделинда, королева лангобардов». Сценическая судьба каждого из этих произведений исторически складывается по-разному. «Тамерлана», одну из главных опер Генделя, знают хуже двух остальных, хотя среди поклонников этого произведения числится Пласидо Доминго: его появление в 2008–2009 годах в партии Баязета, центрального персонажа «Тамерлана» (его поет не кастрат, как широко практиковалось в ту эпоху, а тенор), в спектаклях в Театро Реал в Мадриде, Национальной Опере в Вашингтоне и в Оперном театре Лос-Анджелеса способствовало возросшему интересу к этой партитуре Генделя.
Каждую из составляющих московского фестивального триптиха отличает выдающийся состав участников, но наиболее интересный расклад у «Тамерлана»: Йен Бостридж, Кристоф Дюмо, Вивика Жено, Софи Юнкер и Александр Миминошвили.