Не ручей, а ремикс События

Не ручей, а ремикс

В «ГЭС-2» музыка Баха вступила в диалог с электроникой

В Доме культуры на Болотной набережной продолжается программа «Что современно?» – цикл концертов, в которых современные композиторы переосмысляют музыкальное искусство прошлых столетий. Отметив юбилей Брукнера с молодыми петербургскими музыкантами и оставив позади «Слова и пробелы» в компании с Малером и Ранневым, куратор проекта Дмитрий Ренанский «замахнулся на святое» – на самого Иоганна Себастьяна Баха. Вернее, не он один. Инициатором концерта «Бах. Ремикс» выступила скрипачка Елена Ревич, предложив исполнить скрипичные сочинения великого композитора в диалоге с электронной партитурой одного из самых востребованных сегодня авторов Александра Хубеева. Таким образом, организаторы проекта решили продолжить традицию вслушивания, пересочинения баховской музыки, идущую от романтических транскрипций Листа и охватывающую несколько столетий вплоть до нашего времени.

Лаконичный по хронометражу вечер-оммаж Баху, продлившийся не больше часа, был прежде всего бенефисом замечательной скрипачки Елены (в афише почему-то указанной неформально: Лена) Ревич, которая много и часто взаимодействует с новейшей музыкой и в то же время активно играет соло с академическими оркестрами. В Актовом зале «ГЭС-2» публика наблюдала ее полноценный моноперформанс: освещаемая прожекторами света, на фоне березок за окном, Ревич артистично, самозабвенно погружалась в тайные миры Баха в постоянном дуэте с электроникой. Первая и Третья скрипичные партиты, выбранные исполнительницей в качестве лакмусовой бумажки, выстраивались по определенному маршруту. Сначала звучал баховский «оригинал», одна из частей цикла в неизменном виде, затем, в вариациях постепенно примешивалась музыка Александра Хубеева, а в финале Бах и Хубеев объединялись в колоритный тандем друг с другом. И надо сказать, электроника здесь была послушной дочерью музыки, не выходила на передний план, отдавая дань уважения гениальному инварианту. Обещанного переосмысления баховской музыки так и не случилось: Хубеев не стал радикально вторгаться в скрипичное соло, создав аккуратную электронную многоканальную канву, которая скорее служила фоном или аккомпанементом, нежели полноценным сценическим партнером скрипки. Впрочем, долгожданный ремикс, когда электроника полностью поглощала скрипичные рулады и возникал причудливый звуковой синтез, оказался весьма эффектным и произвел любопытное слуховое впечатление. Так, в бурре Партиты №1 си минор внезапно добавились мощные аккорды квазисинтезатора, которые только усилили присущую теме «попсовость» и придали ей танцевальный характер.

В конце вечера под гром аплодисментов в адрес Елены Ревич на сцену поднялся высокий седовласый человек – и это был не Бах, как пошутила артистка. Упоминая роль электроники в концерте и отмечая значимость фигуры Александра Хубеева в современном музыкальном искусстве, никто почему-то не сказал о такой важной для любого электроакустического проекта персоне, как звукорежиссер. Сергей Кочетков (а это именно он присоединился к солистке) остался незаметным героем события, но фактически только благодаря ему Бах и Хубеев не мешали друг другу и не смешивались в неразборчивый звуковой винегрет. Многоканальная электронная партитура, транслированная из нескольких висевших над сценой колонок, органичным образом распределялась по пространству и залу, уступая право сольного голоса скрипачке. Ее полноценный развернутый монолог, представший в медленной части баховской Второй сонаты в завершении концерта, стал убедительным и показательным доказательством величия и вечной современности музыки Баха, которая и в оболочке модного ремикса остается сама собой.

 

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»