Не стало музыковеда Валентины Холоповой

12.05.2025
Не стало музыковеда Валентины Холоповой

12 мая на девяностом году жизни скончалась Валентина Холопова, профессор Московской консерватории, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов, доктор искусствоведения.

«Уникальным энтузиастом своего дела» называл Валентину Николаевну Гидон Кремер. Владимир Спиваков подчеркивал, что даже самый сложный музыкальный материал подавался Валентиной Холоповой на лекциях в естественной и понятной форме. Виолончелист и музыковед Александр Ивашкин отмечал, что Валентина Холопова «сумела изменить профиль русской культуры». «Для нее музыка – не затверженный урок с опорой на распространенное мнение, а собственные ощущения, приводящие ее к тонкому анализу подмеченных ею свойств музыки», – утверждал Сергей Слонимский.

Валентина Холопова родилась 14 декабря 1935 года в Рязани. С 1950 по 1954 год обучалась теории музыки в Рязанском областном музыкальном училище. В 1959-м окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории, в 1962-м – аспирантуру (научный руководитель – Лев Мазель). В 1968 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Вопросы ритма в творчестве композиторов ХХ века», в 1985-м – докторскую диссертацию «Русская музыкальная ритмика».

В 1952-1954 годах преподавала в Рязанском музыкальном училище, с 1959 по 1984 год – в Музыкальном училище имени Гнесиных. Также вела занятия в Горьковской консерватории (1962-1963), Пекинской и Шанхайской консерваториях (1992-1993). С 1960 по 1990 год – педагог кафедры теории музыки Московской консерватории (курс «Анализ музыкальных произведений»), с 1980-го – профессор. Инициировала создание кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов, заведовала ею с 1991 года, вела предмет «Музыка как вид искусства». В 1993-2001 годах была деканом факультета повышения квалификации.

Преподавала также в МГУ на кафедре культурологии (1993-2000) и факультете искусств (2004-2005).

Выдающийся исследователь музыки XX века, специалист по творчеству Стравинского, Веберна, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Губайдулиной, Денисова, Щедрина и других композиторов.

Разработала три новых для российского музыкознания научных направления: «Теория и история музыкальной ритмики», «Теория музыкального содержания», «Теория музыкальных эмоций».

София Губайдулина и Валентина Холопова. Фото из личного архива