Не стоит шутить с любовью События

Не стоит шутить с любовью

Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац показал премьеру балета «Жизель»

История крестьянки, с которой завертел интрижку знатный молодой человек, разумеется, имеющий невесту, стара как мир. Узнав правду, наша героиня по имени Жизель лишается душевного покоя, умирает и превращается в вилису. Как гласит определение в энциклопедии, «по славянской мифологии вилисы – умершие до брака невесты, которые вставали из гробов в полночь, собирались на перекрестках и, встретив мужчину, принуждали его танцевать с ними до тех пор, пока он не падал замертво». В балете Адана у этих девушек-призраков есть повелительница, Мирта, и горе мужчинам, попавшимся на ее пути. Так погибает лесничий Ганс, который, собственно, вывел на чистую воду ловеласа-графа Альберта. Но Жизель, все еще любящая своего обидчика, спасает ему жизнь.

Легендарный романтический балет предстал в Театре Сац во всей красе: в живописных костюмах (Варвара Захарова), рисованных декорациях (сценограф Станислав Фесько), которые воспринимаются словно иллюстрации из книжки сказок. В хореографическом тексте художественного руководителя балета Кирилла Симонова классический танец на пуантах был представлен во всех подробностях. Арабески, аттитюды, прыжки, вращения – все это отточенно и артистично выполняли танцовщики, продемонстрировав крепкий ансамбль и дисциплину. Удачей стала работа примы театра Анны Марковой. Обладательница специального приза «Галины Улановой за одухотворенность танца» на XIV Международном открытом балетном конкурсе артистов балета «Арабеск-2016», Маркова наделила свою Жизель жизнерадостностью и  легкостью: с первого выхода, когда растворяется дверь ее домика, балерина буквально выпархивает на авансцену. Ее движения изящны и обаятельны – веришь, что избалованный Альберт–Иван Титов искренне увлекся этой девушкой и забыл о своей высокородной невесте Батильде (Мария Павлова). Сцена помешательства решена мелодраматично: Маркова с распущенными волосами становится фурией, готовой «растерзать» обманувшего ее Альберта, а заодно и назойливого ухажера Ганса (Дмитрий Круглов), разрушившего любовную идиллию. Но силы внезапно иссякают, и Жизель, как и положено по сюжету, падает мертвой. В первом акте обратили на себя внимание, помимо отмеченных артистов, солисты в очаровательном pas de siх – техничные Артур Баранов и Варвара Серова, да и весь ансамбль в характерных танцах первого действия. Кстати, pas de siх обычно купируется, но Кирилл Симонов принципиально вернул все сокращения. Так что в Театре Сац идет оригинальная полная версия «Жизели», и раскрытые купюры по факту оказываются «вишенками на торте».

Второй акт – знаменитый «белый балет» – построен на красоте линий, плавности рук. У Симонова Мирта (Екатерина Зайцева) «выплывает» из боковой кулисы почти как фокинский «Умирающий лебедь»: спиной, мягко покачивая руками. Но вилисы могут быть и жестокими: когда появляется Ганс, рисунок танца кордебалета становится агрессивным, теряет призрачную эфемерность. Поэтичен и трогателен последний дуэт Жизели и Альберта: хореограф не перенасыщает его какими-то сверхсложными па, виртуозными пробежками, нет тут и тридцати двух фуэте. Возможно, сцена Российского академического молодежного театра, где Театр Сац вынужденно выступает, пока в его собственном Большом зале идет реконструкция, не позволяет особо развернуться. Но и без этого язык танца был выразителен и эмоционален, что подчеркивал и где-то усиливал аккомпанемент оркестра под управлением Артема Макарова. Мелодичная музыка Адана, с традиционными соло гобоя (Дмитрий Кононок), арфы (Анастасия Алферова), виолончели (Андрей Фролов), окутывала слух, словно вуали на лицах вилис.

Реконструкция Большой сцены Театра имени Наталии Сац завершится в октябре 2023 года

Сейчас вырисовывается явная мода на академическую классику: театры спешат обзавестись либо реставрациями легендарных постановок, либо создавать современные версии, представляющие стилизацию классического танца, оперирующую лексикой прошлого. «Во-первых, это красиво», во вторых, в ситуации, когда права на балеты западных мэтров XX-XXI столетий  – от Баланчина до Бежара или МакГрегора – сейчас вряд ли доступны, – это хороший выход, позволяющий занять всю труппу и держать ее в форме. Кроме того, люди сейчас интуитивно ищут равновесия и духовной опоры, и такое искусство – гармоничное, узнаваемое, предсказуемое – удовлетворяет эти ожидания.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»