Не странен кто ж? События

Не странен кто ж?

Мюзикл «Семейка Аддамс» в Тюменском Большом драматическом театре

Произведение Эндрю Липпы на либретто Маршалла Брикмена и Рика Элиса, несмотря на свою мировую популярность и постановки на Бродвее, Вест-Энде, а также во Франции, Австралии, Мексике и даже Украине, в России ставится впервые. В свою очередь, сам мюзикл является первой театральной адаптацией героев Чарльза Аддамса, ранее появлявшихся в различных кино-, теле- и мультипликационных экранизациях. Премьера мюзикла в Тюмени совпала с объявлением планов Netflix о создании сериала «Уэнсдей», который также расскажет об Аддамсах, что, безусловно, добавило интереса к премьере.

Постановка бродвейского мюзикла – давняя мечта Сергея Осинцева, директора тюменского БДТ. Путь к этой мечте театр начал давно. В репертуаре целый пласт музыкальных спектаклей, в том числе и так называемые российские мюзиклы, а также музыкальные произведения, созданные непосредственно для ТБДТ. В их числе стоит назвать «Восемь женщин», музыку для которых написала инди-поп-группа OQJAV, а также «Мертвые души», композитором которых выступила Ольга Шайдуллина.

Появление мюзиклов на драматической сцене в России явление не новое. Стоит вспомнить хотя бы недавнюю премьеру Cabaret  в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» или уже ставший легендарным спектакль «Алые паруса»  Пермского академического Театра-Театра. Премьера «Семейки Аддамс»  доказала, что  Тюменский БДТ может составить достойную конкуренцию этим театрам на поприще музыкального жанра.

Главная составляющая успеха тюменской «Семейки Аддамс» – актеры. Большинство из них оказались не только прекрасными драматическими актерами, о чем было известно давно и о чем свидетельствует постоянное присутствие тюменцев в российском кинематографе, но и подлинно мюзикловыми артистами, обладающими и прекрасными вокальными данными, и хорошей пластикой.

Отец странной семейки Гомес, сыгранный Александром Кудриным, – главная удача постановки. Артист просто «купается»  в своей роли. Однозначно гротесковый образ в интерпретации Кудрина расцвечивается множеством оттенков. В его любовь к дочери полностью веришь, а страсти, явленной в танго с Мортишей, можно позавидовать. Плюс к этому артист прекрасно владеет шпагой и обладает удивительной пластичностью.

Говоря про актерские работы, невозможно не упомянуть Василия Цивинского, представшего в роли младшего брата Пагсли. В созданном актером характере сливаются эксцентрика и рассудительность, трепетность и детская жестокость. Пагсли Цивинского – живой человек, следить за которым невероятно интересно. И, конечно, нельзя не заметить его вокальные данные. Артист выделяется на общем фоне не только чистотой исполненных партий, но и настоящей мюзикловой подачей.

Софья Илюшина в образе Мортишы также выделяется достойным вокалом, но главным все-таки становится не он, а тончайшие актерские оценки, создающие объемный характер женщины в футляре, которая старается сдерживать свои эмоции, пусть и не всегда успешно. Мортиша у Илюшиной получается одновременно элегантно холодной и горячо любящей.

Элис, мать семьи Байнеке, которая пытается породниться с Аддамсами, в актерском воплощении Жанны Сырниковой становится женщиной, которая уже не в силах молчать. Актрисе удается соединить драматизм и фарсовость. Элис Сырниковой – женщина с чудинкой, которую хочется пожалеть и полюбить. А ее сольный номер – один из самых сложных в музыкальной партитуре спектакля, однако актриса справляется с ним филигранно.

Вообще, мюзикл «Семейка Аддамс» создан как спектакль ансамблевый, и говорить хочется про всех. Про Александра Тихонова, который создает комедийный образ Ларча скупыми, но очень выразительными средствами. Про артистов, играющих предков Семейки Аддамс, которые выглядят не единой массовкой, а чередой ярких эпизодических ролей.

Способствуют этому и сложносочиненные костюмы предков, которые более образны, нежели одеяния главных героев. Визуальный облик спектакля, придуманный Марией Утробиной, к сожалению, нельзя назвать удачным. Художник соединяет на сцене объемные и плоские декорации, перемешивает барочные золотые картинные рамы, изображения которых напечатаны на кулисах, с готическими надгробиями, а также фонарными столбами, которые выглядят как современные арт-объекты. Завершает эту эклектику никак не решенный образ руки. Она то живая рука, появляющаяся из-за ширмы или занавеса, то бутафорская поролоновая, передвигающаяся на подвижной платформе. А ракета, на которой в финале Фестер улетает на луну, кажется, и вовсе позаимствована из детского утренника. Впрочем, этот визуальный хаос не мешает восприятию истории.

Произведение Брикмена, Элиса и Липпы – из разряда самоигральных, и режиссеру, работающему над постановкой, важно не испортить и правильно подать юмор, заложенный в тексте. Дарья Борисова с этой задачей справилась. Спектакль стал для нее режиссерским дебютом на большой сцене, и постановке явно недостает режиссерских находок и интересных мизансценических решений. Дарья Борисова, выступающая еще и переводчиком либретто, очень привязана к тексту, отчего некоторые эпизоды выглядят литмонтажом, а не живым разговором людей.

«Семейка Аддамс» – история про людей, странных, пугающих, смешных, настоящих. Спектакль транслирует простой, но очень важный месседж, что нет более относительной величины, чем категория нормальности. «Не странен кто ж?» – вот главный вопрос, который разрешается в финале, где все герои становятся одной большой kooky family.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории