Не такой уж и неизвестный События

Не такой уж и неизвестный

Владимир Федосеев и Дмитрий Бертман представили на фестивале в Клину редко исполняемые произведения Чайковского

«Неизвестный Чайковский» – более чем смелое название концертной программы. Хотя почти у любого композитора мы не знаем много замечательной или, напротив, малоинтересной музыки, только в случае Петра Ильича поверить в такую аксиому совсем непросто. Наверняка у многих в памяти хранятся несколько часов его музыки?

Несмотря ни на что, собрать и объединить произведения Чайковского, которые мы зачастую даже и не имели возможности знать, автору идеи концерта Дмитрию Бертману удалось. Любопытно, что не всегда музыка оказывалась такой уж и неизвестной. Пели, например, Елена Михайленко и Иван Гынгазов дуэт Ундины и Гульбранда из незавершенной оперы «Ундина», а мы слышали тему дуэта Одетты и Зигфрида из «Лебединого озера». Кроме того, стиль Чайковского всегда моментально слышен, даже если музыка эксклюзивно ни на что не похожа, она все равно «генетически» нам знакома и близка.

Знаменитая тема любви из увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» в концерте прозвучала с вербальным смыслом. В кульминационном разделе дуэта из одноименной неоконченной оперы солисты «Геликона» Игорь Морозов и Анна Пегова распели ее на такой текст: «О, миг блаженный, остановись, о, ты, ночь любви, скрой и приюти под сень твою». Сейчас, может быть, этот дуэт и подзабыли, а раньше его пели часто: Козловский и Шумская, Лемешев и Масленникова.

Вспомним еще один пример любопытного «трюка», оживившего слушателей. Сцену Офелии из музыки к трагедии Шекспира «Гамлет» Юлия Никанорова исполнила на французском языке. Почему? По сведениям из буклета, как всегда, творчески подготовленного Адой Айнбиндер, в январе 1891 года «Гамлет» готовился в Мариинском театре к бенефису некоего французского актера. Говорят, сцена Офелии сохранилась не полностью, и недостающую мелодическую линию заполнили свободным речитативом – хотя звучит, будто так и задумано.

Многие произведения из программы «Неизвестный Чайковский» маэстро Владимир Федосеев в этот вечер дирижировал впервые, прежде в его репертуаре были только Хор цветов и насекомых из оперы «Мандрагора», дуэт из «Ромео и Джульетты» и «Ундина». Впрочем, услышать разницу между уже исполняемым и новым оказалось практически невозможно. А Владимир Иванович, между прочим, за два дня до концерта отметил 88-летие. Но возраст его дирижерскому служению идет скорее на пользу: оркестровое звучание Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, как и прежде, отшлифовано по фирменному знаку качества, темпы адекватны, каждая музыкальная идея ясна и недвусмысленна.

В музыкальных интерпретациях солистов прекрасно угадывалось точное следование советам Федосеева, ведь его излюбленные вокальные приемы нам известны: portamento или аккуратное piano, например. Благо он работал с качественными голосами, не лишенными индивидуальности: Елена Михайленко, Юлия Никанорова, Анна Пегова, Иван Гынгазов и Игорь Морозов. Достойно с поставленными задачами справились Московский областной хор имени А.Д.Кожевникова и совсем юные музыканты, но уже, можно сказать, мастеровитые – Образцовый детский хор «Мандрагора» (Клинская ДШИ имени П.И.Чайковского). У всех солистов и артистов хора в арсенале вокальной техники есть главное – внимание к слову, умение с ним работать. Собственно говоря, поэтому результат и получился впечатляющим.

В разные годы у Владимира Федосеева музыка Чайковского звучала иногда даже кардинально по-разному, но всегда присутствовало что-то необъяснимо убедительное. Пусть прозвучит ортодоксально, но с другим дирижером «Неизвестный Чайковский» таким, как нам всем хотелось бы и каким мы его услышали, не получился бы.

Удивительно, но все в этот вечер были на своих местах. Каждый «пазл» как нельзя лучше играл на то самое «одно дыхание», на естественность. И это, безусловно, ценное драматургическое достижение авторов и участников проекта. Их серьезный творческий успех.

Ценность общения События

Ценность общения

В Московской консерватории состоялась презентация нового сборника сочинений Родиона Щедрина

Шамиля сделала свита События

Шамиля сделала свита

В Москве прошла мировая премьера неизвестного сочинения Мусоргского. «Хор свиты Шамиля» прозвучал как протоавангард

Без стука судьбы События

Без стука судьбы

Госоркестр Республики Татарстан исполнил классицистские симфонии Бетховена

Лицемерие Тита События

Лицемерие Тита

Мило Рау – швейцарский драматург и режиссер, работающий на стыке интерпретативного и документального театра, основатель компании «Международный институт политического убийства» – дебютировал в опере, поставив в Большом театре Женевы «Милосердие Тита».

ДМИТРИЙ ГРИНЧЕНКО,

директор “Русского концертного агентства”

Наша базовая установка – делать каждый фестиваль особенным, со своим творческим лицом. Считаю, что в Клину это удалось сделать: получился полноценный фестиваль с большими проектами помимо концертов – с Международной музыкальной академией, Школой молодых  журналистов, концертом современных композиторов, двумя очень успешными концертами на второй сцене и многим другим.

Но самым важным все равно для нас была программа основной сцены. И очень важно, что мы смогли ее сделать и насыщенной, и разнообразной, и по-настоящему фестивальной, несмотря на все сложности этого года. Фестиваль изначально планировался на июнь, потом сдвигали на июль, в итоге он прошел в начале августа. Какие-то замыслы удалось воплотить, что-то пришлось видоизменять. К примеру, «Геликон-опера» ушла в отпуск в августе, театр смог предоставить для программы «Неизвестный Чайковский» несколько солистов и, конечно,своего руководителя Дмитрия Бертмана, который выступил режиссером-постановщиком концерта. Но нам кажется, получилось трогательное и творчески плодотворное объединение певцов «Геликона» и Большого симфонического оркестра, которым руководит Владимир Иванович Федосеев, являющийся также главным приглашенным дирижером «Геликон-оперы». И что символично: БСО носит имя Чайковского, Владимир Иванович всю жизнь дирижирует его произведения, Дмитрий Бертман постоянно обращается к его творчеству, пытается отыскать раритеты, снял фильм к прошлому юбилею, а сейчас вел на «Радио России» цикл передач о Чайковском. И еще замечательным дополнением в программе концерта стало участие хора филармонии Московской области и детского хора из Клина.

То же самое касается джазовой программы с Игорем Бутманом, которая внешне не связана с Чайковским. Хотя мы уверены, что это приятная краска в фестивале. Юрий Башмет и Игорь Бутман неоднократно выступали вместе, но в этот раз импровизации были основаны на темах из академической музыки. Лейтмотивом стала «Прогулка» из «Картинок с выставки» Мусоргского, Игорь играл Вокализ Рахманинова. Вот еще пример, чем для нас  фестиваль отличается от любых текущих концертов.

Должны ли все программы быть как-то привязаны к Чайковскому? Он – «гений места». Зальцбургский фестиваль ведь не носит имя Моцарта, но общепринято считать, что этот композитор осеняет программу, и хотя бы одна его опера ежегодно ставится. С другой стороны, Луиджи Ноно какое имеет отношение к Моцарту? А такой музыки тоже немало исполняется в Зальцбурге. Все должно быть в балансе. Поэтому, конечно, многое в фестивале должно быть сопряжено  с именем Чайковского. Тем более что географически Клин сам по себе пока мало в мире известен, но как место, где находится дом великого русского композитора, он очень притягателен. Уверен, что многие великие музыканты с большим интересом откликнулись бы  на приглашение участвовать в Фестивале Чайковского. Те, кто сюда приезжают, всегда поражаются, как много тут сохранилось подлинного Чайковского: его дом, письменный стол, рояль, личные вещи. Тут самый обширный архив рукописей и писем композитора. А еще такая деталь: деревья, которые посадили Клиберн, Стоковский, Светланов… Место, эмоционально очень воздействующее.

Чайковский был многогранной личностью – не только композитор, но и педагог, дирижер, выступал в ведущих залах мира, дирижировал на открытии Карнеги-холла и Зала Сметаны в Праге. Нужно не забывать все время задавать себе вопрос: в чем его уникальность? Это также одна из задач фестиваля.

Мы очень рады, что в этом году впервые фестиваль поддержало не только Министерство культуры Подмосковья, но и Министерство культуры России – в этом я вижу тоже один из факторов развития. Замечательно, что Чайковский нам помог выйти из ситуации отмены концертов. Надеюсь, что шаг за шагом мы будем возвращаться,может быть, к чуть-чуть другой, но нормальной концертной жизни.