Не только лебедь События

Не только лебедь

Александр Сладковский и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан возрождают музыку Сен-Санса

Прошлой осенью мир отмечал 185-летие Камиля Сен-Санса. А в текущем году будет еще одна круглая дата, связанная с той же фигурой — ровно век со дня смерти композитора. Увы, изобилия юбилейных программ не наблюдается. И дело не только в пандемии. Автор «Каталога животных» — один из тех счастливых несчастливцев (или, наоборот, несчастливых счастливцев), чье имя все знают и чье место в истории музыки неоспоримо, но при этом подавляющее большинство его произведений практически не звучит в концертной практике. Тем важнее попытки вернуть к жизни полузабытое наследие. Особенно если они столь основательны и весомы, как у Александра Сладковского с его оркестром.

Маэстро, известный своей приверженностью масштабным монографическим проектам, как то изданные на CDполные симфонические циклы Шостаковича, Рахманинова и Чайковского, целиком посвятил свою новую концертную программу музыке Сен-Санса. Сначала в Казани, затем в Москве — в Концертном зале Чайковского — и снова в Казани (на благотворительном вечере в честь врачей) прозвучали «Алжирская сюита», Концерт для виолончели с оркестром и Симфония №3 «Органная». Вместе они создали объемный творческий портрет композитора, у широкой публики прежде ассоциировавшегося в основном с «Лебедем» из сюиты «Каталог животных».

Без «Лебедя», кстати, тоже не обошлось, как и без еще одного шлягера — «Вакханалии» из оперы «Самсон и Далила». Но обе пьесы были сюрпризами и фигурировали в качестве бисов. Решение исключительно логичное и концептуальное: публика, услышавшая знакомый репертуар, счастлива, но фокус все-таки на вещах менее известных. Именно они — основа программы, ее «несущие конструкции». Сладковский как бы заявляет: «Вот то, ради чего мы все собрались; мы должны узнать Сен-Санса по-новому!».

Впрочем, было бы неверно представлять заявленные произведения как что-то менее яркое и лишенное непосредственного обаяния. Настоящее открытие для российских меломанов — «Алжирская сюита». Более-менее известен ее финал — «Французский военный марш», тогда как первые три части звучат крайне редко. А ведь это образцовое для второй половины XIX века сочинение на модную тогда тему путешествий. Конечно, впечатления французского автора от арабского мира изложены в самых традиционных классико-романтических формах и без особого экспериментаторства в инструментовке. Но тем-то и покоряет этот немного наивный и очень гармоничный, светлый образ «берега дальнего», в котором европейского духа на самом деле намного больше, чем Востока.

Александр Сладковский и Александр Рамм

И здесь нельзя не отметить оркестр и дирижера, с безупречным вкусом, бережно и тонко представляющих каждое соло и выжимающих из инструментовки Сен-Санса максимум. Противопоставления оркестровых групп прозвучали у коллектива Сладковского эффектно и ярко, ну а финальное маршевое tutti с тарелками и громогласной медью оказалось вовсе не кашеобразным громыханием, а масштабной и при этом полной деталей картиной массового шествия.

В следующем произведении первого отделения — Виолончельном концерте — фокус сместился уже на солиста, который мог в полной мере продемонстрировать виртуозность. И Александр Рамм воспользовался этим сполна. Двойные ноты в быстром темпе, стремительные пассажи, захватывающие крайние регистры и задействующие флажолеты — все технические вызовы Рамм преодолевал с блеском. К тому же, присущая и Рамму, и, не в меньшей степени, самому Сладковскому экспрессия здесь была максимально органична: это одно из самых эмоциональных произведений композитора. Вероятно, для публики, привыкшей к красочным, лишенным глубинного психологизма хитам Сен-Санса, такой накал страстей оказался сюрпризом. Но буря оваций по окончании последней части подтвердила: сюрприз этот был приятным. И «Лебедь» стал идеальным завершением отделения. В нем солист щеголял уже не технической оснащенностью, а безупречной ровностью legato, благородством и изысканностью звука.

Не менее впечатляющим оказалось и взаимодействие оркестра с другим солирующим инструментом — во второй части программы. Органная симфония, сочиненная в 1886 году, считалась современниками и самим Сен-Сансом одной из вершин его творчества. Увы, сегодня она звучит не так часто — вероятно, в силу прагматических причин: огромный оркестр (тройной состав), фортепиано и, конечно, орган соединить далеко не всегда возможно, а если учесть, что хронометраж сочинения — почти 40 минут, становится понятно, что такой колосс по зубам не каждому коллективу и, пожалуй, не каждой аудитории. Но оркестр Татарстана не боится трудностей, да и публика доверяет Сладковскому сполна.

Александр Сладковский и Евгения Кривицкая

Солисткой здесь выступила Евгения Кривицкая. И можно было только порадоваться взаимопониманию ГСО РТ и органиста. Голос инструмента «Ригер-Клосс» Зала Чайковского сливался с оркестром в единое целое, при этом всегда оставался различим. Особенность этого произведения в том, что орган здесь никому не противостоит, не соревнуется, а придает особую, сакрально-метафизическую окраску общему звучанию. Показательно первое вступление органа — оно происходит далеко не в самом начале, более чем 10 минут оркестр играет один. И когда, наконец, «король инструментов» берет слово, это становится событием. Но — тихим, исполненным молитвенного просветления.

Сладковскому и Кривицкой удалось это реализовать в полной мере, и главное — на протяжении всего сочинения сохранять звуковой баланс, соответствующий концепции сочинения.

Пожалуй, после Органной симфонии хотелось бы услышать в качестве биса и что-то из сольных сочинений Сен-Санса для этого инструмента (сам композитор, как известно, был еще и органистом). С другой стороны, возможно, и правда не стоило перебивать впечатление от той особой роли, которую орган играет в симфонии. Так или иначе, завершил свою программу Сладковский на земной ноте: «Вакханалия» с ее бравурным ориентализмом оказалась не только эффектной, жизнеутверждающей, по-театральному красочной концовкой музыкального повествования, но и тонким напоминанием о «восточной» прописке оркестра, который сегодня не уступает лучшим европейским коллективам.

Без страха смотреть на небо События

Без страха смотреть на небо

На Камерной сцене Большого театра представили «диалог» двух опер послевоенного времени

Пасха. Классика. Туризм События

Пасха. Классика. Туризм

С 1 по 9 мая в Ярославле прошел ХIII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета

На тихом морском берегу События

На тихом морском берегу

Владимир Юровский приурочил фестиваль к 50-летию со дня смерти Игоря Стравинского

Второе рождение Александра Невского События

Второе рождение Александра Невского

На фестивале Юрия Башмета в Ярославле отпраздновали 800-летие Александра Невского