Обратиться к роману Лескова – идея режиссера Полины Агуреевой, которая выступила и автором инсценировки. Сложный, многофигурный сюжет, где важна не только событийная канва, но и проповеднические идеи, религиозно-нравственные размышления писателя, она сумела удачно преобразовать в пьесу и создать динамичное действие по законам театральной драматургии.
Ее соратниками стали Юрий Башмет и его камерный оркестр «Солисты Москвы», а также композитор Валерий Воронов – с ними Полина Агуреева уже сделала спектакль «Живые и мертвые», где опробовала модель включения музыки и музыкантов в ткань текста. «Солисты Москвы», облаченные в холщовые рубахи, располагаются как бы над сценой, на некой специально выстроенной платформе. Музыка исполняется вживую, в определенных сценах, то комментируя события, то встраиваясь фоном. Юрий Башмет рассказал, что его задача – в нужные моменты, ориентируясь на реплики, показывать вступление музыкантам: «Но артисты иногда импровизировали текст, заменяли слова синонимами, и мне приходилось на ходу решать, что делать».
В Театре Гоголя состоится премьера спектакля по роману Николая Лескова
Эмоциональный фон, создаваемый музыкой, невероятно важен: звуковое поле, отсылающее нас к позднеромантическому высказыванию с его гипертрофированной чувствительностью и чувственностью, помогает зрителю стать соучастником и сочувствующим разворачивающейся трагикомедии. Иногда это может быть всего один тянущийся остинатный звук у низких струнных (как в речитативах баховских «Страстей»), поддерживающий слова проповеди отца Савелия Туберозова.
«Полина – режиссер, который прекрасно знает, чего хочет», – считает Валерий Воронов. – Она мне давала определенную свободу, но некоторые эпизоды мне пришлось переделывать по три-четыре раза. Она объясняла, какая ей нужна атмосфера, что будет происходить на сцене в этот момент, в каком темпе должно идти движение. Сцену обеда мы сочиняли с ней довольно долго, пока не нашли нужную интонацию и жанр – польку, поданную в ироничном духе».
Композитор для этого спектакля полностью поменял свой язык, перевоплотившись в автора конца XIX века. «Прямых цитат нет, – объясняет Воронов, – но по стилистике, манере я ориентировался на Чайковского, искал узнаваемые мотивные формулы, своего рода жесты. И это погружение в классику не было игрой для меня – возможно, подсознательно мне всегда хотелось писать так».
Тридцать шесть сцен, на которые разбит роман, знакомят нас с уездным городком Старгородом и его обитателями, типажами, которые встречаются и у Тургенева, и у Куприна. Это учитель-нигилист Варнава Препотенский, политический провокатор Измаил Термосесов, предводитель дворянства Туганов, которым противопоставлены соборяне – духовенство во главе с отцом Савелием. Тут еще много других колоритных персонажей, и одна из линий спектакля – зарисовки повседневной жизни в глубоком захолустье, где, однако же, бурлят свои страсти. Лесков-писатель славится сочной, «послушанной» в народе лексикой: «А не сделать ли нам опрокидон?», «вот такое Лимпопо», «ты раздавить меня хочешь благостью своей» и многое другое.
Некоторым героям Лесков вложил довольно острые мысли и реплики, так что невольно кажется, что это они про нас, про сейчас говорят: «Комическое время; а нужны подвиги», «чужие земли похвалой стоят, а наша и руганью крепка будет». Так заявила боярыня Плодомасова (великолепно сыгранная Натальей Егоровой) отцу Савелию (Илья Шакунов). Постепенно именно он становится центральной фигурой, когда разжалованный по ложному доносу отец Савелий, не желая унижаться, не чувствуя за собой вину, становится при жизни мучеником. «И закончилась на этом жизнь, и началось житие». Его друзья суетятся, пытаются вымолить ему прощение ценой его отречения от себя, намекая, что «начальство тоже надо пожалеть», дать повод проявить снисходительность, «повиниться в дерзости». И вот уже бытовые коллизии транспонируются в метафизическую и нравственную плоскость, а страдания отца Савелия за принципы все больше ассоциируются со страстями Христовыми.
Полина Агуреева выступила не только как автор идеи, автор инсценировки, но и как актриса, блистательно сыграв роль Натальи, немного блаженной, но искренне влюбленной жены отца Савелия. «Наш маленький богатырь», – так поздравляли актеры Полину, и действительно ей удалось главное: убедить, увлечь «Соборянами» Лескова, заставить зрителей сострадать судьбам героев. «Не унывай, душа моя», – поют в финале ушедшие в мир иной божьи люди. И музейный, «замшелый» раритет, каким многие считали этот роман, внезапно превращается в актуальный провидческий текст, без которого теперь уже сложно представить свою книжную полку.
«Соборяне» оказались центральным событием и главной новой работой команды Зимнего фестиваля во главе с худруком Юрием Башметом и директором Дмитрием Гринченко. Спектакль продолжил вектор на серьезность и неразвлекательность фестивальной афиши: до этого Башмет отметил свой день рождения в КЗЧ «Ленинградской симфонией» Шостаковича, пригласил сюда же на трагический «Зимний путь» Шуберта в исполнении интересных зарубежных артистов – баритона Маркуса Верба (Австрия) и пианиста Джеймса Вона (Ирландия).
Постановки фестиваля уже укоренились в репертуаре столичных театров: на сцене МХТ имени Чехова идут «Не покидай свою планету» (моноспектакль Константина Хабенского) и литературно-музыкальная композиция «Истории любви», построенная на рассказах Чехова, Горького, Вампилова. Неизменные участники – «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.
К 125-летию МХТ в Московской филармонии была показана особая программа из партитур известных советских и российских композиторов, писавших в разное время музыку для постановок этого театра. Симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, Алексея Рубина и актеры МХТ Константин Хабенский, Ирина Пегова, Авангард Леонтьев, Юрий Чурсин, Александр Усов, Ольга Литвинова, Анастасия Скорик представили фрагменты из пьес: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «Дни Турбиных», «Синяя птица», «Школа злословия», «Пер Гюнт», «Сирано де Бержерак», «Сталевары» и других с музыкой Александра Гречанинова, Арама Хачатуряна, Юрия Шапорина, Ильи Саца, Исаака Дунаевского, Дмитрия Кабалевского, Эдуарда Колмановского, Александра Шиловского, Геннадия Гладкова, Игоря Вдовина и Кузьмы Бодрова.
Не только театр, но и кино оказалось в поле зрения Башмета, сделавшего вечер из музыки Александра Зацепина. 97-летний композитор лично присутствовал в зале, и его встречали стоячими овациями – как автора, чьи песни уже стали олицетворением эпохи СССР. Такой же эпохой видится и сам Юрий Башмет, творящий историю, значительность которой можно понять, даже не отходя на расстояние.