Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное

Ни один художник не может всегда быть великим. Равномерное добротное качество говорит об отсутствии, а не о наличии особенной искры. Несомненно, мы можем представить фабрику, шкафы производства которой никогда не ломаются, однако сложно вообразить композитора – будь то любой из Бахов или один-единственный Бетховен, – который писал только гениальную музыку. Но судим мы не по провалам, а по тем редким чудесам, которые все-таки случаются. Впрочем, время делает свое дело, и прочее часто остается на периферии поля зрения.

Этот трюизм не вызывает споров, когда речь заходит о творцах прошлого, чуть сложнее применить его к современникам (ожидаемо, каждому хочется, чтобы в каждый данный момент он мог испытать безоговорочный катарсис) и совсем уж тяжело – к людям неудобной профессии «оперный режиссер». Дело здесь не только в постоянной позиционной войне по поводу меры режиссерской свободы и границ интерпретации, но и в том, что с самого «Столетнего кольца» Патриса Шеро в Байройте рука об руку с режиссерским театром идет видеодокументация, и вот эта непоследовательная дама словно нарочно занята тем, чтобы максимально исказить картину.

Проще говоря, мы (то есть люди, которым это в принципе важно) судим режиссеров по тем постановкам, которые можем посмотреть, то есть в основном по тем, которые доступны на видео. При этом выбор, что будет снято, обычно связан не с тем, удачен ли спектакль и характерен ли для творчества конкретного режиссера; а легендарные с театральной точки зрения работы остаются в рецензиях и памяти очевидцев. Алмазы пропадают среди кокса. Муза, поцеловавшая режиссера лишь однажды, улетает, не дождавшись, пока набегут операторы.

Сейчас, после экспоненциального роста видеодокументаций во время и благодаря пандемии, возникает и дополнительное ощущение сверхзначимости каждого данного снятого события – по инерции от времен, когда для съемки все же нужен был повод. При этом de facto пропадает входной фильтр: чтобы спектакль существовал, на него должен кто-то смотреть, а чтобы кто-то смотрел – в отсутствие зрителей необходима камера, одного берклианского бога недостаточно. Поэтому количество кокса закономерно увеличивают и откровенные неудачи, и проекты, созданные порой между Сциллой и Харибдой, а порой и в процессе пережевывания ими потенциального художественного результата. Что в таких условиях начинает репрезентировать режиссера? Может быть, вечность разберется – а может быть, никто. Рискну поставить на второе; образ будет складываться из наиболее характерных в смысле частотности работ, а вовсе не из постановок, где автор нехарактерным для себя образом прыгнул выше головы.

Асмик Григорян – Енуфа

Клаус Гут – один из интереснейших режиссеров своего поколения, если судить по: «Дон Жуану» Моцарта (болезненно мрачный зальцбургский спектакль 2008 года, к счастью, вышел на DVD), «Севильскому цирюльнику» Россини (беззастенчивая комедия была запечатлена на видео в Дюссельдорфе в 2004-м, но на диске так и не вышла) или «Тангейзеру» Вагнера (если верить легендам, а не унылой записи: сложный и по сути, и по форме проект остался только в памяти тех, кто видел премьерный состав в Базеле в 2003-м). И скучнейший ремесленник, эксплуатирующий открытия режиссерского театра в опере для того, чтобы успешно и за хорошие деньги применять свое ремесло – если судить почти по любой легко доступной записи, особенно относящейся к последнему десятилетию. Лондонская «Енуфа» Яначека (вслед за московской «Саломеей» Штрауса) – еще один аккуратный куличик в ряду куличиков и (в отличие от «Саломеи») цементный: в рамках проекта OperaVision трансляция прошла на YouTube и совершенно бесплатно, а значит, останется в веках.

Можно было бы милостиво отпустить Гуту грех рутинерства и разойтись по домам; но нужно сперва определиться, а в самом ли деле мы имеем дело с грехом. Оперный режиссер, в отличие от выдуманного романтиками возвышенного и лишенного телесных нужд Художника, вполне может считаться сотрудником фабрики. Его задача – не в создании великого Произведения великого Искусства; как минимум платят ему не за это. И дальше перед каждым (режиссеры тут от других людей, что-то создающих, включая и критиков, ничем не отличаются) встает более или менее острый вопрос о компромиссе между тем, как он представляет себе себя и тем, как он представляет себе заказчика. Упростим и объявим, что заказчик в оперном театре – публика; для Ковент-Гардена это верно, потому что она создает репутацию, то есть позволяет получить деньги от спонсоров, для Большого – потому что позволяет выполнить госзаказ, то есть получить деньги от государства. Эта самая публика имеет право на встречу с искусством, но редко хочет этой встречи, чаще боится. Еще она имеет право получить за свои деньги то, за что уплочено, как в магазине – если платишь за дюжину яиц, получаешь не сразу омлет, не курицу и тем более не балалайку. Опыт показывает, что и этого часто не происходит, а особенно в главном театре нашей страны: товар оказывается битый, порченый, а то вдобавок еще и тухлый. Как ни странно, что у нас, что в Британии режиссерский театр немецкого извода все еще кажется продуктом довольно свежим. Очевидно, за это следует благодарить сильное консервативное оперное лобби, состоящее как из людей, желающих позвенеть брильянтами, так и из цеховых упрямцев. В такой ситуации добросовестное, мастеровитое ремесленничество Гута может показаться добродетелью; воевать с ним возникнет желание разве только у редких радикалов, вроде автора этих строк, которые очень волнуются, как бы осознание того, что оперная индустрия – еще и бизнес, не потеряло своего «еще и»; а комфортный театр не растлил зрителя (да полноте, друг мой, в истории всякое бывало).

Сцена из спектакля

«Енуфа» Гута – спектакль, ничем не задевающий нерв времени и оттого приятный во всех отношениях. Клаус Гут много говорит в интервью о гендерных и социальных проблемах, но на деле просто отоваривает (действительно передовые для своего времени и более чем непростые) идеи Леоша Яначека и его либреттистки Габриэлы Прейссовой. Судя по спектаклю, с 1904 года ничего не изменилось: внебрачных детей нужно топить и прятать, мужья бьют жен и выпивают, но высшее счастье для женщины – брак, даже если твой муж ревнивый и инфантильный истерик. Пожалуй, вполне можно сказать и так, но у Гута ничего, собственно, не сказано, просто описана ситуация так, как если бы она не требовала ни рефлексии, ни контекста. А требовала мрачных теней на заднике, контрастов черного, белого, красного и желтого, а также явления зловещего ворона, зловеще наблюдающего за зловещими событиями.

В том же духе – крепко, надежно, чуть занудно, зато очень профессионально – обращается с партитурой и дирижер Хенрик Нанаши. Без открытий, но и без ошибок, с полной уверенностью, что представляет публике Ковент-Гардена экзотическую диковинку. Судя по энтузиазму зала, так и есть; но все-таки подчеркнуть знакомые вальсовые ритмы приходится – не оттого, что для «Енуфы» и вообще для Яначека они как-то особенно значимы, а потому, видимо, что одной экзотикой сыт не будешь. Оркестр неторопливо переключается между унылой лирикой и пошловатой дансантностью, а артисты на сцене точно знают, как им петь – печально и протяжно или протяжно, но эмоционально.

Если знать музыку Яначека или, что еще более в этом случае неудачно, ее любить, то слушать откровенно скучно. Немного выделяется Самир Пиргу (Штева), но не исключено, что просто в силу более агрессивного характера героя: Штева Бурыйя ныть не склонен, так что и музычку ему Нанаши играет пободрее. Очень досадно за Кариту Маттилу, и голос, и артистическая природа которой, кажется, сейчас великолепно подходят для партии и роли Костельнички – в других обстоятельствах она могла бы потягаться с лучшими, с самой Аней Зильей в знаменитой постановке Николауса Ленхоффа; а так просто остается надежным членом коллектива, безошибочно, но предсказуемо исполняющим свою функцию.

Самир Пиргу – Штева Бурыйя, Карита Маттила – Костельничка

То же можно сказать и об Асмик Григорян (Енуфа). Сила Григорян – в безграничной актерской чуткости и гигантском пластическом и драматическом инструментарии. Ромео Кастеллуччи сделал из нее самую незабываемую Саломею нашего времени, Кшиштоф Варликовский – беспрецедентно живую и убедительную Хризофемиду в «Электре» того же Штрауса, Кристоф Лой в «Русалке» Дворжака поставил на пуанты (до Григорян этот трюк вполне удался, кажется, только всемогущей Барбаре Ханниган). На театральном таланте Григорян держался успех (сколько уж того успеха могло быть) «Летучего голландца» Вагнера в постановке Василия Бархатова, да и в «Голландце» Дмитрия Чернякова она держала на себе самые сомнительные мизансцены. Худшее, что мог придумать для Григорян режиссер – это предложить ей провести весь спектакль в страдальческой позе. Григорян честно страдает, и пока страдает, по возможности аккуратно и довольно бесчувственно поет. Очевидно, когда совершать на сцене чудеса не нужно, магия уходит и из голоса – так бывает с истинно оперными артистами; а может быть, дело снова в Нанаши. Впечатления от музыкального прочтения, а то и от спектакля в целом наверняка были бы другими, если бы из-за пандемических отсрочек постановочную команду не покинул чуткий, всегда небанальный в своем подходе дирижер Владимир Юровский.

Но ничего не поделаешь; зато спектакль наверняка надолго задержится в репертуаре Ковент-Гардена, как этакая вакцина от немецкого режиссерского театра. Полуживая, слабая бацилла режиссуры может кому-то поднять пульс, кому-то – температуру, и наверняка надежно спасет интенданта главного театра Великобритании Оливера Мирса от необходимости в самом деле доставлять публике дискомфорт.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»