Неаполитанский ансамбль «Серенада»  <br>«Мандолина. Притяжение барокко»  <br>АРТсервис Релизы

Неаполитанский ансамбль «Серенада»
«Мандолина. Притяжение барокко»
АРТсервис

Дебютный диск уникального по составу исполнителей коллектива. «Главные» тут – мандолины, причем старинные итальянские инструменты, некоторые сделаны известными мастерами Дж.Миньери и Р.Калаче. Мандолинные коллективы, так повелось, называют неаполитанскими, но «по происхождению» ансамбль «Серенада» – отечественный. Альбом же вышел в серии «Российские виртуозы XXI века».

Основал ансамбль Сурен Лачинов (1919–2002), сейчас его художественный руководитель – Татьяна Суреновна Лачинова. В барокко «маленьком оркестре» задают настроение не только прекрасные мандолины Анастасии Рубиной и Екатерины Припусковой, они умело и аккуратно отходят в тень аккомпанемента, чтобы дать свободу выражения гобою Алексея Балашова. Солисты звучат в обрамлении звука виолончели, гитары, фортепиано, контрабаса, люты и мандолы.

Происходящее на альбоме – откровенно красиво. Однако у диска присутствует не только эстетический аспект, демонстрация произведений XVII–XVIII веков. Он также показывает пути развития инструмента. Это логично – с 2007 года «Серенада» существует как ансамбль выпускников МГИМ имени А.Г.Шнитке, как учебный коллектив. В трек-листе – Франсуа Куперен, Доменико Скарлатти и Томазо Альбинони соседствуют с менее известными Дж.Бастоном (1708–1739), Д.Кастелло (~1590~1658), Дж.Веджини (XVIII в.), П.Дени (1720–1790), Дж.Этерарди (XVIII в.) и Ф.Майо (1732–1770). Желание узнать этих музыкантов после прослушивания альбома становится естественным – появляется некое подобие информационного голода.

Слово «притяжение» присутствует в названии диска не для красного словца, хотя английский вариант названия – «magic» показался более созвучным музыке. У эпохи барокко есть особая аура, особое воздействие. Сегодня эта музыка представляется просто милой, но вряд ли это было так для композиторов. Так пели их души, так они чувствовали, грустили и радовались. Музыка того времени не привязана к мелочам, дрязгам, ежедневным бытовым проблемам. Она не обязательно возвышенна, но, кажется, смотрит на разницу в веках, суету вокруг форматов и стилей, на амбиции и потенции, не то чтобы свысока, но из другого измерения.

Музыка барокко, казавшаяся еще недавно архаичной и даже декоративной, сегодня оказалась созвучна многим музыкантам и слушателям. Ее внутренняя свобода понятна мастерам свободной импровизации, а композиторы-минималисты стремятся к подобной лаконичности и ясности музыкальной мысли. Альбом отмечает этот «ревайвл» стиля и даже заставляет вспомнить близкую по настроению и атмосфере эпохальную и легендарную мистификацию – диск «Лютневая музыка», авторизованный как работа Владимира Вавилова. Череда образов, эдакая чинно-благородная эстетика в анекдотично-«народном», уличном понимании тоже вполне имеет право на существование – это творчество поймет каждый, в нем нет снобизма и умствования. Все это ведет к пониманию умелости, тонкой мудрости прошлых эпох и пониманию эпохи своей – на новом витке развития.