История

Небесный покровитель классического танца

Небесный покровитель классического танца

Юбилей известного хореографа, полвека служившего в России, был отмечен особым Президентским указом: мемориальный год М. Петипа (1818–1910) посвятили отечественному балету.

Петипа все это очень понравилось бы. Свое усердие на службе Российской империи он всячески подчеркивал и не упускал возможности как бы невзначай напомнить о заслугах: свои мемуары Петипа начал с перечисления всех императоров, министров Двора и директоров Императорских театров, при которых служил, а также назвал все высочайшие награды (хоть и приписал, что делает это «не тщеславия ради»); в поздних дневниках он скрупулезно фиксировал, каков был кассовый сбор на его балетах, всем ли танцам аплодировали, был ли полон театр, – и с явной досадой отмечал, если «государь и государыня не приехали». И вот, Мариус Петипа, кавалер семи орденов и обладатель пяти золотых медалей на орденских лентах, празднует 200‑летие: сегодня в области балета он наш самый главный человек.

Остается вопрос: что, собственно, празднуем мы? Представитель известного французского артистического клана, с детства привыкший к внезапным переменам мест, склонный к блистательным авантюрам, Петипа оказался в России, воспользовавшись оплошностью петербургской дирекции Императорских театров: ждали‑то здесь его младшего брата Жана, блистательного danseur noble – а по другой, апокрифической версии, в российскую столицу должен был отправиться старший брат Люсьен, тоже классический танцовщик, звезда Королевской академии музыки в Париже. Для Мариуса двери парижской балетной цитадели оставались закрытыми – замечательный пантомимный артист, он не мог, однако, мечтать о лаврах классического премьера, какими был увенчан Люсьен. И Петипа совершил хитроумный tour de force: 29 лет от роду уехал в провинциальный по европейским меркам и ужасно далекий от центров балетного кипения Петербург – точнее говоря, сбежал, спасаясь от международного скандала, вызванного его приключением с дочерью мадридского маркиза Вильягарсии.

В Петербурге Петипа пятнадцать лет отсиживался на положении танцовщика-мима – и во все глаза смотрел, что делают его старшие коллеги Жюль Перро и Артур Сен-Леон, поочередно занимавшие положение балетмейстеров Императорских театров. Смотрел, чтобы сначала, в 1862 году, всех ошарашить своим первым большим балетом, «Дочерью фараона» (девять работ, созданных им в России до тех пор, были переносами парижских новинок либо миниатюрами), и занять положение второго балетмейстера, – а семь лет спустя, по отъезду Сен-Леона, стать единоличным правителем русского балета. И тихо ставить, ставить, ставить типовые по своей архитектонике балеты, лишь отделывая детали и уточняя общие контуры большой формы, – словно много лет подряд дорабатывая и полируя одну колоссальную мраморную статую.

Петипа не ставил шедевров – всего лишь исполнял рутинный контракт, согласно которому каждый сезон сочинял новый большой спектакль, – а иногда возобновлял балеты предшественников (и в большинстве случаев спасал их таким образом от забвения) или делал новую редакцию собственной старой вещи.

Петипа не было тяжко работать с композиторами третьего ряда, и вряд ли вопросы симфонизации танца всерьез занимали его – так стало принято думать уже в ХХ веке. В таких категориях Петипа не рассуждал. Скорее можно установить, что Петипа (и зрителям его балетов) было не слишком комфортно контактировать с музыкой Чайковского и Глазунова. Его многолетние сотрудники были такими же ремесленниками, как и он сам, и работали в рамках типовых, нормативных художественных структур. Спектакли Петипа с музыкой Пуни, Минкуса и Дриго, со сценографией Шишкова, Бочарова, Иванова и Ламбина были ценны в совокупности, как части грандиозной репертуарной номенклатуры, как эпизоды колоссального театрального сериала.

Оригинального, небывалого прежде танцевального текста – в том смысле, который приобрело понятие «хореограф» в ХХ веке – он не сочинял. Оригинальных танцевальных структур не создавал – перекомпоновывал, шлифовал и уточнял те, что достались ему от предшественников. Революции в сюжетосложении балетного спектакля не устроил. Радикальной перемены хореографической эстетики собственной волею не произвел.

Петипа долго жил и много работал – поставил почти 60 балетов и многочисленные дивертисменты в операх. Наверное, он интуитивно понимал, что в России нужно долго жить – и совершенно точно знал как профессионал, что долго нужно жить в балетной профессии. Тогда можно успеть кое‑что сформулировать – в буквальном смысле, вывести универсальные художественные формулы.

За время российского ангажемента Петипа всяческое кипение в балетных столицах Европы прекратилось; классический балет как художественный язык и как вид зрелища выжил и расцвел под ­присмотром Петипа в некогда провинциальном Петербурге. В ХХ веке именно из Петербурга началась мировая балетная экспансия, принявшая в разных странах самые разнообразные и экстравагантные формы. Вот почему мы говорим, что Петипа сформировал явление под названием «русский классический балет». Вот почему отмечаем его юбилей.

К этой дате мало что возможно извлечь из запасников и предъявить миру – мол, вот он, Мариус Петипа, предстает пред нами, как живой. Его спектакли в том виде, в каком они были поставлены в XIX веке, безвозвратно погибли. Во-первых, слишком много над ними было проведено пластических операций за минувшую сотню лет. Во-вторых, хореографический текст вообще имеет свойство очень быстро испаряться: детали размываются, а контур, идея – остаются и заполняются новыми деталями по усмотрению и по вкусам вновь приходящих постановщиков. Главное же – трансформируется школа и ее язык: базовый вокабуляр остается неизменным, но грамматика, синтаксис, пунктуация и нормы словоупотребления мутируют. Сохранились нотации некоторых балетов, сделанные в начале 1900‑х – не для потомков или для вечности, а для текущих репетиционных нужд, а потому неполные и подчас небрежно записанные, какими и бывают шпаргалки. Предпринимаются попытки привести по этим записям спектакли Петипа к изначальному виду, попытки более или менее удачные – но они всегда будут содержать большую долю интерпретации реконструктора. Они никогда не будут теми же самыми балетами Петипа.

Кое-что от Петипа нам все же досталось в целости и сохранности – его художественные идеи.

Они отделились от носителя и ушли в свободное плавание еще при жизни Петипа, в самом начале ХХ столетия. Маэстро танца был тогда в здравом уме и твердой памяти – и очень злился, когда в 1902 году проходимец по фамилии Горский поставил в Москве собственного «Дон Кихота», но не указал его имени на афише. Да, в том спектакле была совершенно новая хореография и новые мизансцены. Но ведь автором идеи балета «Дон Кихот» был я, Мариус Петипа: это я придумал вытащить из романа Сервантеса несколько эпизодов и персонажей и перемешать в определенном порядке; это я придумал разыграть на сцене такую Испанию и такой испанский водевиль – потому что видел настоящую Испанию и сам вечерами, рискуя жизнью, забирался на балкон к донье Вильягарсия; это я, я, я придумал, что раненому в поединке с мельницей Дон Кихоту снится красота – то есть Grand pas classique.

Возможно, главная идея, доставшаяся нам в наследство от Петипа, – идея pas classique, развернутого танцевального ансамбля – идея приснившейся красоты, отменившей быт и театральные дрязги.

Петипа умер в 1910 году, пережив свой век и свое искусство. Всего через семь лет искусство Петипа – имперское искусство балета – осталось без империи. Спектакли-колоссы, возведенные Петипа, ветшали, облетали, перестраивались, растаскивались на стройматериалы. Смешно, конечно, писать сегодня на афише «балет Мариуса Петипа», но повсюду так и делается. Фамилию Петипа в балетных кулуарах по всему миру произносят с той же частотой и небрежностью – и вкладывая в нее те же смыслы – как в бытовых разговорах восклицают: «господи!»

И может быть так, что Мариус Петипа 2018 года – не автор актуальных хореографических текстов, а прежде всего мифологическая, символическая фигура. Задним числом он превратился в священного хранителя искусства: его спектакли стали восприниматься как шедевры, а он сам – гением, мечтавшим о возвышении своего, в общем‑то, презренного искусства до высот великой литературы и великой симфонической музыки. Это мы, живущие после Петипа, приписали ему свойства супергероя и сверх-творца. Для нас он стал кем‑то вроде небесного покровителя искусства классического танца.

Может быть, его и не было никогда, и Петипа нам всем приснился, как приснилось классическое Grand pas Дон Кихоту. Если бы Петипа не существовал, его бы предстояло выдумать, – чтобы объяснить то, как сотворился русский классический балет, и почему произошло все то, что произошло с классической хореографией в ХХ веке. Все многосложные исторические и художественные процессы наше мифологическое коллективное сознание сфокусировало в одной фигуре – не случайно именно в фигуре Петипа, который петербургским балетом руководил дольше, чем кто‑либо до него, неправдоподобно долго.

На 7‑й линии Васильевского острова в Петербурге на пушечном стволе сидит бронзовый человек в треуголке: так петербуржцы увековечили некоего Василия-бомбардира, именем которого, по легенде, остров и назван. Шутка, принадлежность городского фольклора или городской мифологии – но она проясняет историю, дает ныне живущим точку опоры.

Так произошло и с Петипа: он принял на себя функцию такой мифологической опоры, несмотря на то, что в реальности существовал – подобная фигура необходима в любом ремесле и любом искусстве. Тем более в сфере классического балета, в которой слова «традиция» и «преемственность» имеют почти сакральное звучание и служат фундаментом профессии в гораздо большей степени, чем в любом другом виде искусства.

И вот седовласый, проживший мафусаилов век Петипа сидит где‑то наверху – и все-все хореографы и артисты смотрят на него – и до тех пор, пока думают о нем, чувствуют себя защищенными от того, что Вадим Гаевский в недавнем интервью назвал уничтожающим ходом времени. И хотя бы ненадолго можно убедить себя, что время над эфемерным балетным искусством не властно: вот ведь прошло целых 200 лет, а Петипа все еще где‑то рядом, и время его не поглотило. Пусть не поглотит и нас.

 

Ампир W История

Ампир W

К 210-летию Вагнера продолжаем рассказ о сценических произведениях главного символа немецкого музыкального театра

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера История

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА История

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА

О НЕ САМОЙ ОЧЕВИДНОЙ МУЗЫКЕ РИХАРДА ВАГНЕРА

Полина Виардо XX века История

Полина Виардо XX века

15 марта 2023 года – 105 лет со дня рождения Зары Александровны Долухановой