Нечаянная радость События

Нечаянная радость

В Мариинском театре открылась еще одна Камерная сцена

Если точнее, она называется так: «Камерная сцена Концертного зала Мариинского театра имени С.В.Рахманинова». Прекрасный, нежданный-негаданный сюрприз от Валерия Гергиева, который он презентовал публике в разгар фестиваля «Звезды белых ночей».

А действительно, кто, если не он? Вспомним, именно Гергиев первым и чуть ли не единственным в стране заговорил о необходимости строительства и реконструкции акустических залов. Сказал – и сразу приступил к делу. Собственно, именно он и запустил этот процесс – так  в 2006 году появился первый в России ХХI века Концертный зал мирового класса (Мариинский-3). Потом комплекс Новой сцены – большой оперный зал с четырьмя камерными площадками (Мариинка-2). Гергиев же был одним из инициаторов строительства «Зарядья», реконструкции Омского концертного зала, помог возрождению филармонии Владикавказа. Именно благодаря ему в 2006-м мы впервые услышали имя японского инженера Ясухисы Тойоты, который создал акустику Мариинского-3 (только потом в портфолио Тойоты появились такие знаменитые залы мира, как Дом музыки в Хельсинки, Парижская и Эльбская филармонии). В России он продолжал сотрудничать с Гергиевым: филармония Владикавказа, «Зарядье» и теперь вот младшая сестра Концертного зала – Камерная сцена – тоже дело рук Тойоты. Коллеги сбились со счета: какой порядковый номер у этой мариинской площадки? Если не считать зала в Репине, на даче Валерия Абисаловича (также сконструированного Тойотой), то восьмой. Но если приплюсовать еще и филиалы во Владивостоке и Владикавказе, то мы выходим на цифру 12.

Признаюсь, меня безумно интересует тема концертных залов. А уж когда где-то появляется «новорожденный», то всегда хочется  в числе первых увидеть-услышать-сравнить-оценить. И вот, наконец, встреча с новым пространством. Признаюсь, сначала  я была даже разочарована: малюсенькая сцена-подиум, на которой, кажется, едва помещается рояль. Тесная, узкая, вытянутая аудитория, в которой могут разместиться 200-250 человек в партере и на балконе. Пол плоский – с задних рядов партера видимость не очень. По форме вроде бы традиционная «обувная коробка» (наиболее распространенный в мире тип акустических залов), но не все так просто. Как справедливо заметил Валерий Гергиев, фирменный стиль Тойоты – избегать прямых углов, создавать коронные «волны». И тут, конечно, все так и есть: вот они, знакомые волнообразные линии на стенах и потолке – поскромнее, конечно, чем в «Зарядье», но тем не менее. Изящна и лаконична линейная (ленточная) подсветка, но главное впечатление – акустика. Я попала на концерт корейского пианиста, победителя Конкурса Шопена Сон Чжин Чо, который после основного выступления со Вторым бетховенским концертом в Мариинском-3 дал рецитал на Камерной сцене в серии «Белые ночи на бис». Равель («Ундина», «Скарбо») и Шопен (Скерцо №№ 1 и 2, Ноктюрн) были сыграны каким-то неземным, божественным звуком. И едва слышные, вкрадчивые ноты, и тихая лирика, и бравурные пассажи одинаково радовали слух. И было уже совершенно все равно: узкий этот зал или широкий, плоский или поднимающийся, большой или маленький. Важна акустика, и как не согласиться с Денисом Мацуевым, который, открывая вместе с Валерием Гергиевым новую сцену, назвал эту сцену «бриллиантом». Помимо всего прочего, Денису нравится близость публики, эдакая «безбарьерная среда», которая здесь возникает, и он намерен и в дальнейшем выступать здесь.

Валерий Гергиев, который долгое время держал создание зала в тайне, тем не менее признался, что задумал его еще двенадцать лет назад, а возведение длилось четыре года. До последнего было неясно, в честь кого он будет назван: тут у маэстро был целый список композиторских имен – Лядов, Рубинштейн… Но в итоге победил Рахманинов.  Полагаю, выбор обусловлен несколькими соображениями. Прежде всего, это значительная фигура, однако до сих пор не увековеченная в Санкт-Петербурге, хотя Сергей Васильевич поучился здесь в консерватории и неоднократно приезжал в город. К тому же грядет 150-летие со дня его рождения в 2023 году, а заодно и новый рахманиновский конкурс, который готовит Денис Мацуев. Ну и наконец, музыка классика, прежде всего фортепианная, как нельзя более форматна для этой сцены. Маэстро  Гергиев говорил на открытии о том, что произведения Рахманинова звучат в мире «каждую минуту». Ясно, что здесь она тем более будет часто звучать – как и вообще русская музыка, на которой планируется поставить особый акцент: возможно, мы услышим здесь циклами Чайковского, Лядова, Скрябина, Рахманинова, Метнера,etc. Худрук театра предполагает, что эта сцена будет отдана в основном молодым музыкантам, солистам и ансамблям, а также небольшим хорам. Хотя очевидно, что и мэтры не преминут попробовать на вкус «маленькое да удаленькое» творение Тойоты, и будут правы.

Стартовая афиша для «обкатки» зала выбрана на редкость удачно: фортепиано/виолончель соло в упомянутом оригинальном формате «Белые ночи на бис» – это часовой или чуть меньше концерт после основной программы. Приятный бонус для зрителей, пришедших в июне на концерты  Дениса Мацуева, Сон Чжин Чо, Дмитрия Маслеева, Алексея Мельникова, Яна Лисецкого, Алексея Володина, Даниила Трифонова, Нарека Ахназаряна и Златомира Фанга. Недаром они так рвутся наперегонки сюда, занять место поближе к сцене. Да и просто любопытно побывать в один вечер в совершенно разных мирах и пространствах, оценить новую, с иголочки, сцену. К тому же это не требует никаких сверхусилий: надо пройти всего метров десять по улице. У «младшей сцены» свой, отдельный вход, хотя она и соединена с Концертным залом в единый комплекс «Мариинский-3». Значение новоявленного «малыша» будет только расти, особенно когда на реконструкцию встанет Историческая сцена (Мариинский-1). «А здесь может идти по два-три концерта в день», – сказал Валерий Гергиев.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории