Недетская музыка для детей События

Недетская музыка для детей

Союз композиторов России в Малом зале московского зала «Зарядье» за-пустил просветительский цикл для юных меломанов «Я – композитор»

«Мы хотим, чтобы здесь звучали ныне живущие композиторы. Они, как мы, просыпаются утром, пьют кофе и работают. Но работа у них особенная. В голове у них звучит музыка, которую никто никогда не слышал, а потом они переносят ее на бумагу. Надеюсь, мы вместе со слушателями лучше поймем процесс сочинения», – такими словами культуролог и ведущая Анна Генина открыла первый концерт. Его героем стала Елена Лебедева – композитор из Костромы.

У себя в регионе она – персона, возглавляет Костромское региональное отделение Союза композиторов России, является автором балетов, симфонических и камерных произведений, музыки к театральным постановкам. Как композитор известна не только в России, но и за рубежом: ее играют в Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции и США.

Концепция цикла «Я – композитор» предполагает не только исполнение музыки наших дней, но и прошлых столетий, тех, что вдохновляют наших авторов. Поэтому помимо четырех произведений Лебедевой была представлена сюита Грига к драме «Пер Гюнт». «Мне очень нравится свежесть, образность, ясность и доступность музыки Грига», – так она объяснила свой выбор. Для интерпретации произведений пригласили Губернаторский камерный оркестр «Российская камерата» Тверской филармонии под управлением Андрея Кружкова.

«Образность» и «ясность» – те критерии, которыми руководствуется в своем творчестве и наша героиня. Ее опус «Посвящение “Зарядью”», специально созданный к концерту, – лучший тому пример. По словам автора, когда ей предложили написать произведение, с посвящением концертному залу, то она не знала, как подойти к этой задаче. «Здесь я никогда не была, но потом пришла в голову мысль сочинить пьесу о самом историческом месте. Древняя история, берег Москвы-реки, близость к Кремлю – все это запечатлено в увертюре», – рассказывает автор. Увертюра вышла светлой и праздничной, а выдержанная в «русском стиле» музыка и отчетливая «картинность» произведения уводила слушателя в средневековую Москву.

Полная противоположность «Посвящению» – «Симфония-поэма». Для композитора это произведение очень личное. «Оно написано под впечатлением от истории моего деда, который погиб в сталинских лагерях. Бабушка хранила его письма из заключения. Когда их читаешь, то мурашки идут по телу: это была удивительная любовь, разорванная трагическими событиями», – рассказывает автор. Образные доминанты «Симфонии-поэмы» – трагизм, мрак и боль. Всё это удалось передать дирижеру Андрею Кружкову, чья интерпретация отличилась глубиной и одновременно красочностью. Кстати, именно серьезная «Симфония-поэма» вызвала наибольший интерес у юных меломанов: дети услышали в ней историю Серой шейки из одноименного рассказа Д. Мамина-Сибиряка, а именно, тот момент, когда уточка осталась совсем одна.

«Фамаликао» для баяна и камерного оркестра – пример жанра музыкальной зарисовки, написанной под впечатлением от путешествия. Фамаликао – город в Португалии, известный больше футбольным фанатам как домашняя арена одноименного футбольного клуба. Но Елену там поразило другое: каменная резьба, замок тамплиеров, португальские изразцы «азулежу».  Она пыталась «избежать “испанщины”», хотя, по ее собственному признанию, «мавританские интонации трудно обойти». Баян – один из самых любимых инструментов композитора: «Это многотембровый инструмент, на котором можно сыграть, например, тембром флейты или фагота, а сочетание со струнным оркестром даёт новые краски. Мне кажется, баян – лучший выбор для этого произведения». Под стать этой во всех смыслах увлекательной фантазии оказался и солист Максим Сальников, показавший удивительную виртуозность, мастерское владение всей звуковой палитрой баяна и яркую артистическую индивидуальность.

Завершала первое отделение «Сюита в старинном стиле» для гобоя с оркестром  Каждая из трех частей произведения имеет название: «Гравюра», «Пастораль», «Скерцо». Солировал лауреат международных конкурсов Дмитрий Булгаков, который продемонстрировал не только ожидаемое от музыканта такого уровня техническое мастерство, но и умение «играть в стиль», а точнее, в стили прошлых эпох.

Второе отделение было отдано «Пер Гюнту» Грига.  Здесь, пожалуй, стоит отметить прекрасное исполнение  «Российской камератой»  переложения этого популярнейшего произведения для струнного оркестра. Несмотря на отсутствие ударных и духовых, сюита прозвучала ярко и интересно.

О цикле «Я – композитор» лучше всего сказала Елена Лебедева: «Я очень благодарна Союзу композиторов. Они начали удивительный просветительский проект, каких сейчас мало. Ведь воспитание детей в музыкальном плане немножко запущено, и такие концерты в какой-то степени решают эту проблему. Здесь воспитывается будущее поколение слушателей».

Следующие концерты цикла пройдут в Малом зале «Зарядья» 19 октября (А. Чайковский, Дж. Перголези, Дж. Паизиелло) и 23 ноября (Е. Подгайц, А.  Вивальди).

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди