Неугасимый свет добра События

Неугасимый свет добра

6 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения профессора Федора Серафимовича Дружинина, выдающегося музыканта, одного из крупнейших представителей отечественной альтовой школы, педагога и композитора

Выпускник ЦМШ, Ф. С. Дружинин всей своей многогранной жизнью связан с Московской консерваторией, которую блистательно окончил в 1955 году, а затем совершенствовался в аспирантуре по классу В. В. Борисовского — основателя отечественной альтовой школы. Победы на международных конкурсах открыли Ф. Дружинину путь на концертную эстраду. Его сольные концерты в России (в числе его постоянных партнеров была, в частности, великая Мария Юдина, с которой он состоял в переписке, и такие яркие звезды отечественного исполнительского искусства, как Ксения Эрдели, Святослав Кнушевицкий, Лев Оборин, Вера Дулова, Мария Гринберг) и во многих странах мира всегда пользовались неизменным слушательским интересом.

Ансамблевая игра стала важнейшей магистралью творческого пути Дружинина, особенно с момента, когда он заменил незабвенного своего наставника Вадима Борисовского в Квартете имени Бетховена.

Лишь немногие ансамблисты имеют в своем активе все квартеты Бетховена и все квартеты Шостаковича. Федор Серафимович в их числе. Искусству Дружинина, солиста и ансамблиста, рукоплескали в Японии и Германии, Франции и Италии, Финляндии, Польше, Швейцарии и Канаде.

Дружинин был первым исполнителем, представившим на суд публики Концерты, принадлежащие перу Романа Леденева и Григория Фрида, Сонаты Дмитрия Шостаковича и Мечислава Вайнберга. Нельзя недооценить тот факт, что свой последний опус, Альтовую Сонату ор.147, Шостакович писал в тесном творческом общении с Дружининым и ему посвятил свое последнее творение. В исполнении Федора Серафимовича она получила мировую известность и была запечатлена в фильме творческого объединения «Экран», который демонстрировался во многих странах мира. Этот фильм открывал фестиваль Д. Шостаковича в ФРГ. Дружининым осуществлено большое количество фондовых записей на Радио и Телевидении, где он выступил в роли солиста, участника ансамблей и Квартета им. Бетховена.

Неудивительно, что сольные концерты Федора Серафимовича становились событием в музыкальной жизни Москвы: собирались ценители уникального мастерства Дружинина и вдохновлялись его самобытной игрой и неповторимым голосом его альта, обладателя особых «вокальных» обертонов. На одном из многочисленных концертов присутствовала Анна Андреевна Ахматова. Федор Серафимович поразил ее своим прочтением знаменитой Чаконы Баха. Град аплодисментов был прерван мощным голосом поэта: «Прошу сыграть Чакону на бис». Альтист сыграл, и на утро родилось стихотворение «Чакона»: удивительный гимн Баху и Дружинину.

Важнейшей гранью творческой одаренности артиста была его преподавательская деятельность. В каждом из своих учеников он сумел развить индивидуальность дарования, в силу чего из его класса всегда выходили профессионалы высочайшего уровня. При этом абсолютно непохожие друг на друга. Достаточно назвать профессоров Московской консерватории — Юрия Башмета, Юрия Тканова, Александра Бобровского, а также Владимира Ярового, Светлану Степченко, Елену Озол, Сергея Ракитченкова, Алексея Симакина, Екатерину Маркову…

Дружинин — член Союза композиторов России. Как автор музыки он проявил себя прежде всего в сфере камерных сочинений, где ведущие позиции занимают солирующий альт, ансамбли для голоса и альта. Его перу принадлежат музыка к драматическим спектаклям и хоровые партитуры духовного содержания. Поистине классическими стали такие произведения, как «Sinfonia a due» для двух альтов, Ноктюрн «Ночь и море» для сопрано и струнного секстета, Соната и Вариации для альта соло, Семь духовных хоров.

К юбилейной дате профессор Юрий Тканов осуществил подготовку полного собрания всего композиторского наследия Дружинина.

О талантливом человеке говорят, что он талантлив во всем. Это в полной мере относится и к личности Дружинина – не только музыканта от Бога, но и обладателя блистательной литературной одаренности. Книга воспоминаний Ф. Дружинина (изданная не только в Москве, но и в Париже), захватывающие эссе о встречах, общении и творческих исканиях Шостаковича уже давно вошли в литературу об истории отечественной музыки. Греко-латинским Кабинетом Ю. А. Шичалина осуществлено в 2021 году издание книги Н.О. Погадаевой «Федор Серафимович Дружинин. Исполнитель, педагог, композитор».

Человек высочайшей духовной культуры, огромного интеллекта, мужества и одержимости искусством был не сломлен выпавшим на его долю тяжелейшим недугом; занимался с учениками и продолжал творить, окруженный любовью, заботой и пониманием своей удивительной семьи.

Каждый год после ухода Федора Серафимовича его ученики проводят концерты и фестивали, посвященные его памяти. Но то, что имело место в день его 90-летия в Рахманиновском зале Московской консерватории, хочется назвать особо большим общекультурным событием Москвы. Все, особенно  альтисты, хорошо знакомы с наследием Федора Дружинина. Казалось бы, открыть что-либо новое кажется просто невозможным. Однако чудо состоялось. Ученики маэстро разных поколений представили все жанры с участием солирующего альта. Надо отдать должное главному режиссеру большого альтового спектакля Юрий Тканову. Он был участником многих дуэтов:  с вокалистами в диалоге с альтом, грандиозной «Sinfonia a due» для двух альтов, солистом в ансамбле с симфоническим оркестром Московской консерватории.

Дружинин был свободен, обращаясь в больших ансамблях к текстам разных поэтов мира. Так, Ноктюрн «Ночь и море» на стихи французского поэта Л. Рибера (солировала Елена Яздовская), написан как септет, включающий по две скрипки, альта и виолончели. Светлый полетный голос певицы словно парил над приливами и отливами моря в исполнительском воплощении Константина Казначеева, Алексея Донского, Юрия Тканова, Кристины Моргуновой, Олеси Саблиной, Михаила Калашникова. Алексей Симакин и Юрий Тканов, ученики Дружинина разных поколений, сыграли сложнейшую «Sinfonia a due» как масштабный и  глубокий драматический эпизод из жизни трагического российского ХХ века.  Каждое отделение монографического концерта завершалось  крупной формой. Первое венчало замечательное исполнение Духовных хоров филармонической капеллой «Ярославия» (художественный руководитель и дирижер профессор Владимир Контарев).

Второе отделение открывалось дуэтом для сопрано и альта «Wer nie sein Brot…» на стихи Гёте, где тонко и глубоко солировала Ксения Вязникова. Сонату для альта соло блистательно исполнил лауреат международных конкурсов, концертмейстер оркестра ГАБТа Михаил Ковальков, ученик Юрия Тканова  и «музыкальный внук» Дружинина. Особое впечатление оставил дуэт для баса и альта «Блудный сын» на стихи Виктора Мамонова, произведения, которое было особенно дорого композитору. Бас Алексей Мочалов и Юрий Тканов передали подлинно симфоническое развитие и напряжение этого масштабного сочинения.

Фантазия для альта с оркестром выполняла в драматургии юбилейного вечера роль патетической коды. Юрий Тканов исполнил ее в сопровождении симфонического оркестра Московской консерватории.  Художественному руководителю и главному дирижеру доценту Вячеславу Валееву удалось добиться красочного, динамически богатого звучания оркестра и настоящей ритмической свободы.

Фантазию Федор Серафимович Дружинин посвятил своему учителю  Вадиму Борисовскому, основателю Московской школы альта, который именно в ХХ веке завоевал себе право солиста, обладателя высочайших возможностей в области тембра, кантилены, диапазона.  Это с полной убедительностью доказал и сам концерт. Уйдя в вечность, Федор Серафимович Дружинин оставил неугасимый свет добра и благородства.

Думать и слушать События

Думать и слушать

В Московской филармонии состоялась российская премьера «Музыки пустыни» Стива Райха

Новая музыка offline: обряд посвящения События

Новая музыка offline: обряд посвящения

Пока не высохли краски События

Пока не высохли краски

Презентация цифрового альбома «Шесть сонат для флейты соло» и концерт к 85-летию со дня рождения композитора Давида Кривицкого состоялись в Концертном зале «Гнесинский на Поварской»

«Маска» времени перемен События

«Маска» времени перемен

Каким запомнится главный театральный фестиваль страны
в 2022-м