Неушедшее минувшее События

Неушедшее минувшее

На фестивале «Звуковые пути» в Санкт-Петербурге отметили столетие Дьёрдя Лигети

Классику мирового авангарда были посвящены первые два концерта фестиваля: «Венгерский рок» в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии и «В круге Лигети» в Большом зале Екатерининского собрания. В концерте 18 ноября участвовали солисты Петербургского МолОт-ансамбля. На следующий день выступали артисты АСО Санкт-Петербургской филармонии. Оба концерта прошли при полных залах. Публика разных возрастов, положений, интересов, одеяний всевозможных цветов благодарно и единодушно «встречала» Дьёрдя Лигети как рок-звезду, каковой он, в сущности, и был: этот неизменно улыбчивый человек, глядящий с многочисленных фотоснимков, потерял отца и брата в нацистских лагерях смерти, пережил в войну советский плен, бежал из него, а также из Венгрии после восстания 1956 года. Сперва он оказался в Вене, затем в Кёльне, в дальнейшем – где только не признанный, не исполняемый, не преподававший.

«В отличие от коллег-дармштадтцев, в первую очередь от Булеза, Лигети не отказался от эмоциональности, что и подкупает публику, при всей неудобности письма: его музыка не имеет аналогов по сложности исполнения. Сейчас похожая фактура моделируется более простыми способами, у Лигети же – многоэтажность. Его творчество – лаборатория открытий», – говорит скрипач, композитор Артур Зобнин, директор Петербургского МолОт-ансамбля, с 2023 года – художественный руководитель фестиваля «Звуковые пути», существующего с 1989-го.

Основатель и бывший руководитель «Звуковых путей» композитор Александр Радвилович остался во главе одноименной творческой ассоциации, сохранил членство в художественном совете фестиваля и по-прежнему участвует в формировании программ. «В определенный момент я понял, что пора передавать руководство другим людям, потому что немножечко фестиваль стал “топтаться” на месте, на мой взгляд. Кроме того, нынешние условия, когда невозможно приглашать зарубежных исполнителей такого класса, как я всегда приглашал, ставили меня в абсолютно безвыходное положение. Я долго и кропотливо искал преемника и думаю, что не сделал ошибки», – сказал Радвилович.

Именно он составил уникальную программу «В круге Лигети», включившую в себя произведения Лютославского, Булеза, Ксенакиса в сочетании с мировыми премьерами оммажей Лигети: «повисающие» духовые в пьесе Артура Вабеля Ethereal Emanations сменялись жесткой рояльной ритмикой в Choreophony Артема Лаухина, «плавающая» виолончель и металлическая чаша в «Стазисе» Светланы Лавровой нисколько не противоречили засурдиненной трубе и тромбону в опусе Леонида Резетдинова «Д.Лигети. Этюд № 13». Ради музыкантов такого класса – флейтиста Георгия Долгова, кларнетиста Семёна Сердюкова, пианиста Николая Мажары, скрипача Михаила Крутика, виолончелистки Елены Григорьевой, трубача Ивана Лазукова, тромбониста Сергея Глущенко – действительно стоило ехать в Петербург.

Одно из новшеств фестиваля – последовавшие за концертами Лигети «мультимедийные истории – результат коллаборации разных искусств», как отметил Артур Зобнин. Также на фестивале была интенсивно представлена музыка молодых композиторов. «Конечно же, фестиваль стал другим. Но это и хорошо! Нельзя хранить традиции, сдувая пылинки с прошлого», – заявил Александр Радвилович, задавший 34 года назад вектор на исполнение в рамках «Звуковых путей» музыки второй половины XX века, и по сей день мало звучащей в России. По словам Артура Зобнина, придерживаться этого вектора принципиально важно и для новой команды фестиваля.

 

«В Европе нет насущной необходимости включать в фестивальные концерты музыку второй половины XX века, она и так звучит в классических оркестровых программах. В России пока иначе. Хотя стоит отдать должное Московской филармонии (где был фестиваль “Другое пространство”, а теперь есть абонемент “Другое пространство. Continuo”, наряду с другими абонементами новой музыки) и Санкт-Петербургской филармонии, в концертах которой звучит, в частности, музыка Лигети», – подчеркнул Зобнин, составивший редкостно цельную, эффектно нацеленную на слушателя, но не заигрывающую с ним программу концерта-открытия. Его блестяще провели Петербургский МолОт-ансамбль и специалист в области новой музыки, дирижер Федор Леднёв: текстовая бессмыслица, поведенческий абсурдизм и вокальная хулиганистость «Приключений» для трех голосов и семи инструменталистов (отчасти в том же исполнительском русле выдержаны и написанные позднее Récitations Жоржа Апергиса для голоса соло) соседствовали с глубиной и совершенством Камерного концерта, а шелест мельчайшей моторики Второго струнного квартета – со сбивчивой кантиленой Трио для скрипки, валторны и фортепиано (особенно отметим игру валторниста Кирилла Мирона) и «ренессансной» природой, на первый взгляд (или слух), издевательского «Венгерского рока» для клавесина.

«Лигети – композитор, сумевший увидеть то, что находилось, возможно, на поверхности, но не замечалось другими композиторами. У него был свой удивительный взгляд на микрополифонию, на технику блокированных клавиш (которую мы cлышим, в частности, в его этюдах). Он замечал интересность в, казалось бы, традиционном многоголосии, имевшем истоки в венгерской народной музыке. Для нас, композиторов других поколений, это пример того, как можно, не нарушая традицию, идти дальше», – сказал Александр Радвилович.

Фестиваль «Звуковые пути» в Санкт-Петербурге завершил пришедшуюся на 2023 год «космическую одиссею» Лигети. Начался юбилейный год, напомним, с масштабной конференции «Четыре времени Дьёрдя Лигети» (март, Московская консерватория), после которой «Студия новой музыки» сыграла посвященный Лигети монографический концерт. Далее, в апреле, в Московской филармонии состоялась российская премьера Реквиема Лигети (дирижировал Филипп Чижевский). В июне в ДК «Рассвет» концерт к столетию Лигети представил Московский ансамбль современной музыки. Санкт-Петербургская филармония включила сочинения Лигети в абонемент «Классика. Новое».

Событийно – триумф. Но не стоит обманываться: в российской концертной жизни, филармонической, консерваторской, Лигети по-прежнему изыск (хоть и в обличье классика, столетие которого позади). В новый, 2024-й, мы вступаем с елками, джазом и Чайковским. Во всяком случае, такое меню нам предлагают главные залы Москвы и Санкт-Петербурга.